Север и рынок. 2022, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 1. С. 58-71. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 58-71. РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРА И АРКТИКИ: ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Таблица 2 Структура сельского и городского населения Республики Коми по возрасту и полу (на начало года), % [22] Показатель 1991 г. 2001 г. 2011 г. 2015 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Сельское население Все население, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 В том числе в возрасте моложе трудоспособного 28,8 22,5 18,1 20,7 21,8 21,7 21,7 трудоспособном 56,1 60,0 62,5 56,0 51,8 50,6 51,5 старше трудоспособного 15,1 17,5 19,4 23,3 26,4 27,7 26,8 Число женщин в расчете на 1 тыс. мужчин 950 994 1023 1007 1003 1002 1001 В том числе в возрасте моложе трудоспособного 954 961 970 954 954 950 955 трудоспособном 709 811 779 709 613 664 671 старше трудоспособного 3059 2156 2804 2604 2377 2278 2329 Городское население Все население, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 В том числе в возрасте моложе трудоспособного 27,4 20,7 17,7 19,0 19,9 19,9 19,8 трудоспособном 63,3 66,5 65,1 61,4 58,6 58,0 58,9 старше трудоспособного 9,3 12,8 17,2 19,6 21,5 22,1 21,3 Число женщин в расчете на 1 тыс. мужчин 1007 1102 1148 1151 1155 1154 1154 В том числе в возрасте моложе трудоспособного 963 951 960 960 962 962 960 трудоспособном 887 1003 958 935 919 915 920 старше трудоспособного 2997 2411 3008 2862 2761 2698 2771 Преодоление социальных угроз продовольственной безопасности потребует повышение привлекательности сельского образа жизни. Для сельской местности северных территорий характерна неразвитость транспортной, инженерной, социальной, производственной инфраструктур и инфраструктуры рынка продовольственных товаров. Самая низкая плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в арктических субъектах. В расчете на 1 тыс. км2 территории в 2018 г. плотность дорог в Чукотском автономном округе составляла 1,2 км, Ненецком — 1,5, в Ямало-Ненецком — 3,1 [23, с. 143]. В период рыночной трансформации на селе почти прекратилось строительство дорог и медицинских учреждений. За 2000-2019 гг. в зоне Севера и Арктики число фельдшерско-акушерских пунктов уменьшилось на 31 %, а в Ямало-Ненецком автономном округе — в 10 раз, в Ненецком — в 7 раз, в Ханты-Мансийском — в 1,9 раз, в Мурманской области — в 1,7 раз, в Республике Карелия — в 1,5 раз, в республиках Коми и Саха (Якутия), Архангельской и Магаданской областях — в 1,4 раза. Внутрихозяйственные дороги с твердым покрытием в Сибирском федеральном округе составляют лишь 10 %, в Дальневосточном — 15 %. Доля сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования, в Ненецком автономном округе составляет 2,4 %, в Республике Саха (Якутия) — 4,5 % [23, с. 146-147]. В Сибирском федеральном округе ни одно домашнее хозяйство не подключено к сетям газоснабжения, уровень газификации в Северо Западном федеральном округе самый низкий. В сельских населенных пунктах неразвита инженерная инфраструктура. Например, в Республике Коми благоустройство жилищного фонда в сельских районах в 2-3 раза ниже среднероссийского уровня, тарифы на коммунальные услуги на селе значительно выше по сравнению с городом. Величина интегрального показателя комфортности жилищно-коммунальных условий в районах с полностью сельским населением в 1,3 раза ниже по сравнению со средним значением по Республике Коми [24]. Главная угроза продовольственной безопасности — экономическая недоступность продовольствия для малоимущих и социально незащищенных слоев населения. В большинстве северных и арктических регионов доля малоимущего сельского населения © Иванов В. А., 2022 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz