Север и рынок. 2022, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 1. С. 58-71. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 58-71. РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРА И АРКТИКИ: ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Таблица 1 Индикаторы продовольственной независимости России, % Вид продукции Доктрина 2010 г. Доктрина 2020 г. Зерно 95 95 Сахар 80 90 Растительное масло 80 90 Мясо и мясопродукты 85 85 Молоко и молокопродукты 90 90 Рыба и рыбопродукты 80 85 Картофель 95 95 Овощи и бахчевые - 90 Фрукты и ягоды - 60 Семена основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции - 75 Соль пищевая 85 85 Принято выделять следующие уровни продовольственной безопасности: мировой, субрегиональный (примерами являются Европейский союз (ЕС) и Евразийский экономический союз), национальный и региональный. Анализ зарубежного опыта обеспечения продовольственной безопасности в странах мира позволяет выделить три подхода: протекционистский, экспортоориентированный и смешанный [13, 14, с. 25]. Протекционистский подход используют страны с ограниченным аграрным потенциалом (Япония, Норвегия, Швейцария, Южная Корея и некоторые другие). Представителями экспортоориентированного подхода являются США, Канада, Аргентина, Бразилия, Австралия и Новая Зеландия. Большинство стран ЕС используют смешанный подход. Независимо от подходов к обеспечению продовольственной безопасности все развитые страны оказывают существенную государственную поддержку фермерам и развитию сельских территорий [15, 16]. Крупнейшими получателями субсидий в сельском хозяйстве являются Франция (8,9 млрд евро), Германия (6,2) и Испания (6,1), а финансирование сельских территорий составляет: Польша — 1,6 млрд евро, Италия — 1,5, Франция — 1,4, Испания и Германия — 1,2. В среднем в течение 2014-2020 гг. сельскому хозяйству было намечено направить 55,7 млрд евро, что составляет 80 % всей поддержки ЕС аграрной сфере и селу [15]. Резкий спад производства аграрной продукции в России в течение 1990-х и начале 2000-х гг. привел к снижению уровня самообеспечения и увеличению импорта продовольствия. В дальнейшем, благодаря усилению финансовой поддержки сельского хозяйства России и введению эмбарго на импорт продовольствия, к 2015 г. были достигнуты пороговые значения показателей продовольственной независимости Доктрины продовольственной безопасности 2010 г. по большинству продуктов питания (кроме молока и молокопродуктов). Наша страна располагает почти 40 % мировых запасов черноземов, 10 % — пашни [17]. Россия занимает ведущее положение в мире по обеспеченности сельхозугодиями на душу населения, уступая по этому показателю только Австралии, Казахстану, Канаде и Аргентине. Рациональное использование земельных ресурсов позволит ей стать одним из лидеров экспорта продовольствия на мировой рынок. Особенности продовольственного обеспечения населения в зоне Севера и Арктики Продовольственная безопасность субъекта Федерации, в отличие от страны, зависит как от развития агропродовольственного сектора, так и от завоза продуктов питания. Достижение полной самообеспеченности продовольствием не всегда рационально [18] и возможно. Особенно не выполнима эта задача для регионов с экстремальными природными условиями. В качестве составляющих элементов региональной продовольственной безопасности выступают: уровень самообеспечения пищевой продукцией; экономическая доступность продовольствия для населения; физическая доступность; качество и безопасность продуктов питания; формирование переходящих запасов продовольственных ресурсов (рис. 1). Экстремальные природные условия сдерживают самообеспечение населения рассматриваемых территорий продуктами питания. Физическая доступность продовольствия обеспечивается за счет ввоза. В 2019 г. самообеспеченность населения Арктической зоны картофелем составила 2,4 %, овощами — 0,4 %, мясом — 4,7 %, яйцом — 1,8 %. Эти показатели существенно ниже по сравнению с зоной Севера, которые составили соответственно 33,3, 14,0, 17,4, 20,0 и 20,3 %. Отметим и другие ограничения обеспечения продовольственной безопасности населения зоны Севера и Арктики (рис. 2). © Иванов В. А., 2022 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz