Север и рынок. 2022, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 1. С. 47-57. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 47-57. РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРА И АРКТИКИ: ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ и т. д.) — это интерес государства. Поэтому госкорпорации вАЗРФ — это выгоднее, так как дешевле. Их присутствие в АЗРФ не требует ту норму прибыли, которая необходима для привлечения частного капитала. Ведь интерес государства — устойчивое развитие. Сегодня под устойчивым развитием (англ. sustainable development) понимают процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно­ технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Достижение этой цели возможно при совпадении векторов интересов бизнеса и общества. Транспортное развитие региона зависит от реализации инфраструктурных проектов, которые реализуются с преобладанием государственного финансирования и, как следствие, контроля. А вот промышленное освоение требует создания приемлемой нормы прибыли для бизнеса или освоения региона госкорпорациями. Проведенный выше анализ показал, что Арктика — зона повышенной ответственности государства, а трансформация институциональной среды должна идти в направлении ужесточения институциональных условий. Выводы 1. Развитие АЗРФ имеет большое значение для обеспечения не только энергетической безопасности Российской Федерации, но и национальной безопасности в целом. 2. Промышленное и транспортное освоение АЗРФ увеличивает антропогенную нагрузку, которая «ложится на плечи» исключительно Арктического региона, что приводит к возникновению сложной системы противоречивых социально-экономических интересов бизнеса, государства, местного населения, в том числе коренных народов. 3. Основными источниками загрязнения в АЗРФ являются: топливно-энергетический комплекс, металлургия, предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых, химическая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, транспорт. Помимо загрязнения окружающей среды, промышленное и транспортное освоение АЗРФ приводит к трансформации природных ландшафтов, потере экосистем, сокращению биоразнообразия, угрожает сохранению традиционного уклада коренных малочисленных народов Арктики. 4. Ранжирование эффектов от освоения АЗРФ по степени заинтересованности участников экономических отношений и сопоставление социально-экономических интересов показали необходимость повышенной ответственности государства за результаты освоения региона, что требует ужесточения институциональных условий хозяйствования. 5. Ужесточение институциональных условий должно идти параллельно с обеспечением приемлемой нормы прибыли для бизнеса и / или промышленное освоение целесообразно осуществлять госкорпорациям. 6. Проведенный анализ показал, что государственная политика должна быть нацелена на синхронизирование процессов регулирования на всех уровнях и гармонизацию социально­ экономических интересов всех участников природопользования и хозяйственной деятельности. Список источников 1. Marinina O., Tsvetkova A., Vasilev Y., Komendantova N., Parfenova A. Evaluating the Downstream Development Strategy of Oil Companies: The Case of Rosneft // Resources. 2022. 11. 4. https://doi.org/10.3390/resources11010004 2. Michaud D. After the Ice: Mineral Riches of the Arctic. May 14, 2014. URL: https://www.911metallurgist.com/blog/mineralriches-of-the-arctic. 3. Katysheva E., Tsvetkova A. Economic and institutional problems of the Russian oil and gas complex digital transformation // Albena: STEF92 Technology. 2019. Vol. 19. P. 203-208. 4. Alekseeva M. B., Bogachev V. F., Gorenburgov M. A. Systemic Diagnostics of the Arctic Industry Development Strategy // Zapiski Gornogo Instituta / Journal of Mining Institute. 2019. Vol. 238. P. 450-458. DOI: 10.31897/PMI.2019.4.450 5. Grigoriev M., Vasilev Y. Increasing export potential of the Russian industry by development of rhenium logistics // 18th International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM. 2018. Vol. 18, Issue 5.3. P. 485-490. DOI: 10.5593/sgem2018/5.3/S28.062 6. Vasilev Y., Vasileva P. Effects of coal preparation and processing in the Russian coal value chain // 18th International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM. 2018. Vol. 18, Issue 5.3. P. 319-326. DOI: 10.5593/sgem2018/5.3/S28.040 7. Конституция Российской Федерации: [изменения: Указы Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 ... от 27 марта 2019 г. № 130; Федеральный конституционные законы от 25 марта 2004 г. © Кирсанова Н. Ю., Ленковец О. М., 2022 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz