Север и рынок. 2022, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 1. С. 47-57. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 47-57. РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРА И АРКТИКИ: ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Из таблицы 5 следует, что отрицательные эффекты в большей степени затрагивают интересы государства и местного населения. Это объясняется тем, что антропогенная нагрузка от освоения АЗРФ ложится исключительно на территории региона. А государство вынуждено увеличивать трансакционные издержки с целью мониторинга и контроля, создавать условия для привлечения бизнеса. Наибольшее количество баллов у государства от влияния положительных эффектов объясняется не только повышением доходов от промышленного и транспортного освоения АЗРФ, но и мультипликативными эффектами в долгосрочном периоде, а также большим военно-стратегическим значением Арктики. На рисунке представлен уровень ответственности участников экономических отношений исходя из степени заинтересованности. Уровень ответственности I Отрицательные эффекты Ш Положительные эффекты ■Уровень ответственности Уровень ответственности участников экономических отношений в АЗРФ. Источник: составлено авторами на основе табл. 5 В итоге наибольшее количество баллов (+9) приходится на государство, что определяет его повышенную ответственность при освоении региона. На втором месте бизнес (+5), что свидетельствует о необходимости КСО перед принимающими территориями и местным населением. Такое отставание по баллам от государства обусловлено сложными условиями оперирования бизнеса в регионе (климатические, инфраструктурные и другие ограничения). Наименьшее количество баллов (+2) приходится на местное население. Это говорит не о том, что оно меньше всего заинтересовано в развитии региона, а что в меньшей степени несет ответственность, так как из всех участников хозяйственной деятельности меньше всего может влиять на социально­ экономическое развитие. Дело в том, что капитал является более мобильным фактором производства и бизнес просто не будет идти туда, где не обеспечена приемлемая норма прибыли, или это противоречит стратегическим целям компании. Население АЗРФ характеризуется низкой мобильностью в силу ряда причин: большое расстояние между городами и населенными пунктами, тяжелые климатические условия, миграция коренного населения не позволит им сохранить традиционный уклад жизни, неразвитость рынка жилья (продав жилье, люди не смогут на вырученные деньги приобрести жилье в регионах с более высоким уровнем жизни и т. д.). Также повышенная ответственность государства в АЗРФ обусловлена особенностями региона. Основная задача бизнеса — получение прибыли. Бизнес, приходя в АЗРФ, сталкивается с повышенными затратами из-за неразвитости промышленной инфраструктуры, сложных климатических условий, социальной ответственности перед принимающими территориями, возмещения нанесенных и потенциальных ущербов коренным народам и окружающей среде. Соответственно, при существующих уровнях цен на конечную продукцию (одинаковых независимо от места производства) только государство может создать условия, которые обеспечат приемлемую норму прибыли для бизнеса. Набор инструментов разный: налоговые льготы, территории опережающего развития (ТОР), государственное частное партнерство и др. Бизнес не ставит перед собой задачу развивать территории. Долгосрочная перспектива и получение мультипликативного эффекта от развития территорий (создание рабочих мест, повышение уровня доходов © Кирсанова Н. Ю., Ленковец О. М., 2022 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz