Север и рынок. 2022, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 1. С. 47-57. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 47-57. РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРА И АРКТИКИ: ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Югры, Ямала обеспокоены тем, что проектирование новых объектов проходит без участия коренного населения. Всему виной несовершенство законодательной базы. До сих пор у коренного населения нет рычагов влияния и контроля за работой крупных ресурсодобывающих структур. Сопоставление социально-экономических интересов при освоении АЗРФ Согласно институциональной концепции, государство — это та «третья сторона», которая создает систему принуждения и гармонизирует отношения всех участников природопользования и хозяйственной деятельности. Сегодня институциональная среда в сырьевом секторе России (прежде всего в нефтегазовом) характеризуется мягкими институциональными условиями: недостаточно социально ориентированным подходом в сфере принятия решений и фискальной ориентацией принципов государственного регулирования деятельности компаний. Фискальная ориентация мотивирует компании не к социально обусловленным темпам освоения ресурсного потенциала, а к достижению максимально возможных коммерчески обусловленных темпов, что ведет к значительному снижению уровня извлекаемых запасов, переэксплуатации ресурсов [23-25]. Авторы согласны с В. А. Крюковым и А. Н. Токаревым [26], которые считают, что в условиях «переходного характера формируемых институциональных систем... представляется целесообразной дифференциация ставок специальных налогов», также следует ужесточить институциональные условия, что приведет к повышению трансакционных издержек государства на администрирование и мониторинг, а эффективность будет зависеть от соотношения потенциальных выгод и затрат всех участников экономических отношений [27]. В таблице 5 представлено ранжирование эффектов от освоения АЗРФ по степени заинтересованности участников экономических отношений от их реализации: 0 — не затрагивает интересы, 3 — максимально затрагивает интересы (ранжирование проведено авторами). Таблица 5 Ранжирование эффектов от освоения АЗРФ по степени заинтересованности участников экономических отношений Эффекты освоения АЗРФ Бизнес Государство Местное население Отрицательные прямые и внешние эффекты Антропогенная нагрузка 0 2 3 Влияние на традиционные виды природопользования 0 2 3 Повышение трансакционных издержек государства: контроль и мониторинг 0 3 0 Повышенные издержки в связи с особенностями региона (климат, неразвитая инфраструктура, дефицит трудовых ресурсов) 3 0 0 Итого «-» -3 -7 -6 Положительные прямые и внешние эффекты Получение прибыли 3 0 0 Рост бюджетных доходов 0 3 2 Занятость, доходы населения 0 2 3 Повышение связности городов и городских поселений 2 2 3 Рост инвестиционного и инновационного спроса со стороны бизнеса 0 3 0 Интеграция в мировую экономику за счет развития транзита грузов 3 3 0 Усиление военно-стратегического значения региона 0 3 0 Итого «+» +8 +16 +8 Всего баллов +5 +9 +2 Примечание. Источник: составлено авторами. © Кирсанова Н. Ю., Ленковец О. М., 2022 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz