Север и рынок. 2022, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 1. С. 47-57. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 47-57. РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРА И АРКТИКИ: ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Институциональные деформации, которые выражаются в изменениях норм и «правил игры», имеют большую степень неоднородности, так как Россия является страной с федеративным устройством, что обуславливает наличие в институциональной среде большого количества локальных институтов. Особенно сильно их влияние в таком специфическом регионе, как АЗРФ, который характеризуется крайне неравномерным расселением, большой дифференциацией промышленного и природно-ресурсного потенциала территорий и уровня развития инфраструктуры, разные отрасли промышленности играют определяющую роль в формировании системы социально-экономических интересов и производственных отношений хозяйствующих субъектов в опорных зонах Арктики. Возрастающая роль АЗРФ привела к принятию и началу реализации ряда программ и стратегий, направленных на развитие региона. К базовым стратегическим документам, определяющим развитие АЗРФ, относятся: Основы государственной политики в Арктике на период до 2035 года и дальнейшую перспективу; Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года; Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»; Указ Президента РФ № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» и др. Однако реализация большинства программ носит несистемный, несогласованный характер, что только усиливает неоднородность институциональной среды, увеличивает поляризацию экономического пространства. Это доказывают данные социально­ экономического положения отдельных территориальных образований (по данным Федеральной службы государственной статистики РФ). Например, в табл. 1 представлены данные по среднемесячной номинальной заработной плате на 1 сентября 2019 г. Таблица 1 Среднемесячная номинальная заработная плата в АЗРФ на 1 сентября 2019 г. Субъект РФ Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. Республика Карелия 40676,4 Республика Коми 50025,5 Архангельская область 46163,8 Ненецкий автономный округ 79467,8 Мурманская область 58669 Тюменская область 45258,9 Ямало-Ненецкий автономный округ 89703,2 Красноярский край 47599,1 Республика Саха (Якутия) 69825,3 Чукотский автономный округ 100106,7 Примечание. Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. Коэффициент вариации (рассчитан авторами, определяется как отношение среднеквадратичного отклонения к среднему значению) Ѳ = 0,32. Коэффициент вариации имеет значение больше 0,3, поэтому совокупность считается неоднородной, что подтверждает большую дифференциацию регионов по уровню заработной платы. Устойчивый экономический рост требует определения новых институтов и трансформации существующих, и важным этапом этого процесса является анализ системы социально-экономических интересов в АЗРФ. С этой целью при выполнении исследования использовались методы: экономико­ статистический, экономического анализа, методология системного анализа социально­ экономических явлений и процессов. Теоретической и методической основой работы служат монографии, научные статьи, аналитические доклады и прикладные работы, посвященные институциональной теории и проблемам устойчивого социально-экономического развития территорий; использовались статистические данные. Нормативно­ правовой основой исследования являются законодательные, нормативные акты и постановления Государственной Думы, Правительства РФ, определяющие политику в сфере государственного регулирования социально­ экономического развития АЗРФ. Результаты Развитие АЗРФ традиционно связано с промышленным и транспортным освоением региона. Анализ влияния промышленного © Кирсанова Н. Ю., Ленковец О. М., 2022 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz