Север и рынок. 2022, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 1. С. 47-57. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 47-57. РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРА И АРКТИКИ: ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ a complex system of contradictory socio-economic interests: business, state and local population, including indigenous peoples. AZRF development effects are ranked by the degree of economic relation participants' interests. The socio­ economic interest system is analyzed. According to the authors, the general trend of AZRF development in the near future will greatly depend on accountability that the state assumes for the results of the region development, which requires tightening the institutional conditions of economic management and developing a new economic model. The study results can be used to justify the public policy in the elaboration of strategies for AZRF development. Keywords: The Arctic Zone of the Russian Federation (AZRF), the system of socio-economic interests, direct and external effects, state regulation For citation: Kirsanova N. Y., Lenkovets O. M. Assessment of accountability in state regulation of Arctic Zone of the Russian Federation in current institutional environment. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 47-57. doi:10.37614/2220-802X.1.2022.75.004 Введение Многие страны заинтересованы в освоении богатых природных ресурсов Арктического региона. Здесь сталкивается круг интересов даже тех стран, которые не располагают выходом к Северному Ледовитому океану. Стратегии освоения арктических зон приняты в России, Норвегии, Дании, США, Канаде, а также в Исландии, Финляндии, Швеции, Китае и Индии. Развитие АЗРФ имеет важное стратегическое значение в силу ряда причин. Во-первых, это экономические причины. Санкционные ограничения ускорили структурные изменения в экономике Российской Федерации, ее диверсификацию и модернизацию, однако минерально-сырьевой комплекс (особенно нефтегазовый) в обозримой перспективе продолжит играть ключевую роль. В условиях снижения добычи нефти и газа в традиционных нефтегазоносных провинциях [1] возрастает значение шельфовых месторождений: Арктический регион содержит 13 % и 30 % мировых неразведанных запасов нефти и газа соответственно. Около 19 % арктических углеводородов сосредоточено на территории нашего шельфа [2]. Кроме того, глобальное потепление и изменение климата открывают новые возможности для развития Северного морского пути (СМП). Во-вторых, это необходимость усиления геополитического присутствия России в Арктике и большое военно­ стратегическое значение региона. Промышленное, транспортное и иное освоение Арктической зоны приведет к необходимости наращивания военного присутствия с целью контроля и защиты национальных интересов. В-третьих, необходимость проведения научно-исследовательской деятельности, обеспечения экологической безопасности, сохранение коренных народов [3]. Важное стратегическое значение региона обуславливает повышенное внимание к его развитию [4]. Однако освоение Арктики увеличивает антропогенную нагрузку, которая «ложится на плечи» исключительно Арктического региона [5, 6]. В то же время усиление промышленного и транспортного освоения АЗРФ не приведет к тому, что полученный прирост доходов останется в регионе. Согласно статье 9 Конституции РФ [7]: 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Формулировки норм статьи 9 [7] могут привести к разным толкованиям в области использования и распоряжения природными ресурсами, например, что земля и природные ресурсы являются объектом собственности «народов, проживающих на соответствующей территории». Однако в статье 9 говорится об охране и использовании земли и других природных ресурсов как основы «жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» [7]. Это не значит, что право собственности (владение / распоряжение) принадлежит субъектам РФ. Кроме того, согласно Закону РФ «О недрах», принятому в 1992 г. [8], недра являются государственной собственностью и находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, сложившаяся ситуация приводит к возникновению сложной системы противоречивых социально-экономических интересов бизнеса, государства, местного населения, в том числе коренных народов. Для устойчивого развития АЗРФ необходима гармонизация отношений между всеми участниками. Материалы и методы Сегодня трансформации в мировой экономике и геополитике приводят к изменениям институциональной среды Российской Федерации, формированию новых и изменению существующих экономических институтов. Большой вклад в развитие институциональной теории внесли работы таких ученых, как Р. Коуз [9], О. Уильямсон [10], Д. Норт [11], А. Алчиан [12], Г. Саймон [13], К. Менар [14], Бьюкенен Дж. [15], Олсон М. [16], В. Т. Рязанов [17] и многие другие. © Кирсанова Н. Ю., Ленковец О. М., 2022 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz