Север и рынок. 2022, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 1. С. 33-46. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 33-46. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА НА СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ (1 — прямые выбросы ПГ от операционной деятельности компаний, 2 — косвенные эмиссии, связанные с энергообеспечением компаний), оценивается в 12 % от общего объема мировых антропогенных выбросов ПГ. Это делает позицию отрасли крайне уязвимой в рамках международных требований и платежей в рамках традиционной деятельности и определяет объективную потребность ее декарбонизации. Системный анализ результатов отечественных и зарубежных разработок позволяет уточнить содержание и структуру категории декарбонизации в отечественном НГК, при этом категория декарбонизации определена с учетом его современной производственной структуры и уровня добычи углеродного сырья, отечественных и зарубежных законодательных актов низкоуглеродной энергетики, новых требований торговли на международных рынках сырья и др. Декарбонизация в системе мирового хозяйства определяется как системный ответ на планетарное изменение климата; в системе национальной экономики (энергетики) — как объективное требование снижения углеродоемкости ВВП; в системе НГК — как системный процесс его трансформации в национальной энергетике; в системе отраслевого менеджмента — как процесс комплексного, взаимоувязанного использования разноплановых (в том числе и принципиально новых) методов решений и технологий из различных отраслей и областей знаний. Важным элементом программы декарбонизации НГК является формирование стратегических приоритетов развития, обеспечивающих его устойчивое развитие. Авторами на основании построения проблемного поля декарбонизации отечественного НГК выделены следующие стратегические области развития: 1) развитие эффективного законодательства и нормативно­ правовых актов регулирования данного сегмента экономики, учитывающих специфику национального НГК и баланс интересов участников углеродного рынка в России и за рубежом; 2) формирование научно-методической базы управления и мониторинга производственно-экономических процессов декарбонизации и их результатов, включая вопросы лицензирования, стандартизации этих процессов и др.; 3) выбор и инновационное развитие производственной базы из спектра возможных технологий декарбонизации (по направлениям возобновляемой энергетики, энергоперехода на низкоуглеродные энерго- и ресурсосберегающие производственные процессы при добыче и переработке нефти и газа, технологии циркулярной экономики, технологии секвестрации СО 2 , водородной энергетики и др.); 4) обоснование и внедрение рыночных механизмов монетизации СО 2 , торговли квотами на выбросы ПГ, введение углеродного налога и др.; 5) формирование научно­ методических основ менеджмента и развитие корпоративной практики декарбонизации нефтегазового бизнеса, включая повышение эффективности операционной деятельности компаний, монетизацию СО 2 , организацию и привлечение финансирования в зеленые проекты, оптимизацию портфеля активов, управление углеродными разрешениями и использование добровольных схем зачета сокращений выбросов и др.; 6) разработка и внедрение учебно­ методической базы для развития компетенций в области подготовки и переподготовки кадров в системе среднего и высшего образования Российской Федерации по направлениям технологической, организационно-управленческой, природоохранной и экономической сфер декарбонизации НГК. Важным моментом дискуссии является вопрос возможности и целесообразности полного переноса зарубежной теории, практики, а также технологий декарбонизации на условия отечественного НГК. Решение данного вопроса, на наш взгляд, потребует постановки дополнительных исследований с выделением сегментов, наиболее конкурентоспособных для нашей энергетики. В качестве примера можно выделить захоронение ПГ в естественных геологических ловушках, водородную энергетику (генерацию и поставки «голубого» водорода). Кроме того, необходимо учитывать политические факторы развития российского НГК. Введение дополнительных санкций на поставку высокотехнологического оборудования потребует постановки и реализации отечественных программ импортозамещения в областях освоения ресурсов углеводородов арктического шельфа и сланцевых формаций, а также в технологиях декарбонизации отрасли. Реализация поставленных стратегических целей декарбонизации потребует формирования новых моделей государственного и отраслевого управления этими процессами. Несмотря на принятые (особенно в последние два года) законотворческие акты, нормативно-правовое поле требует регламентации и развития. Формирование единой концепции такого развития должно предусматривать формирование государственной концептуальной модели управления и координации проектов и инициатив по декарбонизации. В качестве концептуальных моделей такого развития можно рекомендовать: модель формирования единых стратегических приоритетов и научно-технической политики нефтегазовых © Ильинский А. А., Калинина О. В., Хасанов М. М., Афанасьев М. В., Саитова А. А., 2022 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz