Север и рынок. 2022, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 1. С. 33-46. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 33-46. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА НА СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ Рис. 3. Сценарии эмиссии ПГ в России при низкоуглеродном развитии. Источники: ЦЭНЭФ (2014), РАНХиГС / ВШЭ (2015) [26] Организационные схемы и модели декарбонизации Анализ методов и инструментов, действующих и находящихся в разработке и на утверждении законодательных документов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время ситуация с пониманием идеи устойчивого развития и проблемы декарбонизации на государственном уровне достаточно сложная. Развитие отечественного законодательства, очевидно, требует теоретического осмысления возможностей и угроз декарбонизации. В этой связи представляется целесообразным формирование концептуальной модели управления и координации проектов и инициатив по декарбонизации. Обобщение отечественного и зарубежного опыта декарбонизации [2-7, 11-20, 30-32] позволяет выделить декларируемые организационные модели. 1. Модель формирования единых стратегических приоритетов и научно-технической политики нефтегазовых компаний в ассоциации с организациями — потребителями энергии. Организационным центром инициатив здесь может выступить Межведомственный координационный центр декарбонизации энергетики, в частности НГК. В качестве потенциально полезных сторон в решении проблем декарбонизации могут выступать научно-технологические и образовательные организации и ассоциации. 2. Модель управления на базе стейкхолдеров. С целью координации инициатив программ декарбонизации может быть полезна модель управления на базе стейкхолдеров — отечественных и международных организаций и ассоциаций, реализующих зеленые инициативы в конкретных подсекторах энергетики. Примерами таких организаций являются European Energy Agency, Decarbonisation Pathways Initiative, DeCarb Europe Initiative и др. 3. Комплексная (смешанная) модель, обеспечивающая взаимодействие наднациональных и национальных организаций для координации национальных программ в решении общих проблем глобального климатического управления энергетикой, которые позволят обеспечить выполнение функций руководства и установление международных правил в этой сфере. Реализация вышеперечисленных моделей декарбонизации в различных странах, группах стран, регионах и на различных территориях будет происходить по разноскоростной схеме в зависимости от специфики, уровня их развития и обеспеченности собственными ресурсами. Формирование национальной системы регулирования декарбонизации НГК в соответствии с принимаемыми моделями их управления должно предусматривать следующие организационно технологические направления: 1) развитие нормативно правовой базы организации углеродного регулирования, осуществляемого посредством торговли углеродными квотами; 2) разработка нормативной базы для введения углеродного налога, а также для внедрения стандартов нефинансовой отчетности и интегрирования в международные зеленые инициативы; 3) развитие нормативно правовой базы организации системы мониторинга, отчетности и контроля выбросов ПГ и ее гармонизация с международными требованиями и стандартами; 4) разработка и внедрение механизмов гибкого © Ильинский А. А., Калинина О. В., Хасанов М. М., Афанасьев М. В., Саитова А. А., 2022 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz