Север и рынок. 2022, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 1. С. 33-46. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 33-46. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА НА СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ Формирование краткосрочных и долгосрочных приоритетов декарбонизации должно осуществляться на основе системного стратегического анализа, учитывающего своевременную смену энергетических приоритетов в условиях декарбонизации энергетики. Энергетические приоритеты определяются в базовых сферах декарбонизации и включают: нормативно­ правовое регулирование и стимулирование зеленой энергетики; научно-техническое и инновационное развитие технологий декарбонизации, обеспечивающих гибкий переход от одного состояния энергетики к другому, более эффективному и низкоуглеводному; организационно-экономические механизмы, методы и инструменты менеджмента НГК в новых условиях производства и сбыта продукции. Стратегические приоритеты декарбонизации отечественного НГК Авторами предпринята попытка обобщения наиболее существенных целевых установок развития нефтегазового сектора в условия декарбонизации [3-7, 10-12, 14-20], результаты которых представлены на рис. 2. К ним следует отнести группы мероприятий, связанных с совершенствованием системы нормативно­ правового регулирования НГК, формированием рыночных механизмов декарбонизации отрасли, программных мероприятий развития научного обеспечения и организационно-методического сопровождения процессов развития низкоуглеродной энергетики и др. Особое внимание следует обратить на задачи подготовки и переподготовки кадров в данном секторе национальной экономики, в том числе среднего, высшего технического и организационно­ управленческого аппарата. К сожалению, до сих пор отсутствует скоординированная межвузовская программа подготовки специалистов данной принципиально новой специальности. Очевидно, важным шагом в решении задач подготовки кадров могли бы стать проведение координационных совещаний вузов политехнического и нефтегазового профиля и формирование учебно-методического совета. Следует отметить, что определенные шаги в данном направлении предпринимает Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, в котором разработаны образовательные программы декарбонизации и сформирована научная школа «Организационно-экономические основы и стратегические приоритеты декарбонизации нефтегазового комплекса». Успешное решение вышеперечисленных нормативно-правовых, научно-технических и социально­ экономических задач декарбонизации нефтегазовой отрасли потребует согласования межотраслевых, отраслевых, региональных и корпоративных векторов интересов сторон, задействованных в этом процессе. На уровне федеральных интересов стратегическим приоритетом развития декарбонизации является достижение до 2050 г. нулевых выбросов. По проведенным сценариям это способно обеспечить стабилизацию средней глобальной температуры воздуха в пределах 1,5 °С (рис. 3). Основным документом, регулирующим выбросы ПГ, является Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 2021 г. Кроме того, на уровне Федерации также принята система нормативно-правовых актов, регламентирующих цели, задачи и инструменты декарбонизации энергетики и НГК. К таким документам следует отнести, в частности, [13, 27-29] и др.: Климатическую доктрину Российской Федерации (утверждена в 2009 г.); Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2035 года (далее — Энергостратегия-2035); государственную программу «Развитие энергетики» (ранее — государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики»); Комплексный план по повышению энергетической эффективности экономики России; проект Стратегии долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года; Указ Президента РФ от 4 ноября 2020 года № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов»; проект Федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Несмотря на разнохарактерность приведенных документов, в совокупности они формируют систему целевых критериев и приоритетов развития отдельных аспектов декарбонизации Российской Федерации, методов и необходимых средств для их реализации. В целом принятые нормативно­ правовые законодательные акты реализуют следующие основные инструменты декарбонизации: 1) ограничительные инструменты декарбонизации — специальные налоги, пошлины, квоты, штрафы и т. д., ограничивающие эмиссию ПГ хозяйствующих субъектов; 2) инструменты поддержки субъектов, реализующих программы декарбонизации, — государственные субсидии, налоговые льготы, облигации; 3) рыночные инструменты взаимодействия — формируемые на добровольной и инициативной основе локальные или международные системы торговли выбросами. © Ильинский А. А., Калинина О. В., Хасанов М. М., Афанасьев М. В., Саитова А. А., 2022 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz