Север и рынок. 2022, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 1. С. 7-16. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 1, pp. 7-16. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА НА СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ Теоретические основы и методология исследования Экономическая состоятельность любого предприятия определяется двумя основными факторами: правильным определением направления хозяйственной деятельности, которое заключается в правильном определении потенциального круга потребителей и востребованностью вида намечаемой экономической деятельности, что также может быть названо предпринимательским чутьем; и способом ведения бизнес-операций. Успешное сочетание обоих факторов должно обеспечивать успех бизнеса или, как часто говорят, «...обеспечивать успешное функционирование бизнес-модели...» [3]. В классической экономической теории существует достаточное количество работ, описывающих различные подходы к формированию бизнес- моделей, а также множество определений самого термина «бизнес-модель». Ограничимся одной, вероятно, самой простой дефиницией, предложенной Г. Чесбро, который считал, что бизнес-модель компании — это «.общая схема сочетания идеи или технологии с их экономическими результатами» [4]. Идеи или технологии как раз те параметры, которые очень важны для нефтесервисной отрасли. Отметим также, что бизнес-модель выполняет две важные разнонаправленные функции: если создаваемая предприятием ценность направлена на удовлетворение общественной потребности, то извлекаемая в процессе формирования ценности прибыль приносит выгоду узкой группе собственников, следовательно, бизнес-модель может рассматриваться как инструмент извлечения прибыли. Все вышесказанное верно по отношению и к бизнес-модели деятельности нефтесервисного предприятия с одним важным уточнением: нефтесервисный бизнес оперирует высокими промышленными технологиями и, несмотря на формальное отнесение к сфере услуг, требует высокого образовательного ценза работников и использования передовых научных практик менеджмента для управления производственным процессом. Поэтому, если применить к нефтесервисному предприятию фундаментальную теорию фирмы, последняя будет рассматривать и анализировать бизнес-модель экономической деятельности сервисной компании в двух разрезах: технологическом и институциональном. В первом случае теория будет изучать условия и способность нефтесервисного предприятия генерировать максимум прибыли различными способами, такими как повышение производительности, сокращение затрат и так далее. Во втором случае следует направить ракурс исследования на феномен возникновения компании как экономического субъекта, где необходимо учитывать закономерности развития компании, ее поведенческие принципы, особенности производственных ресурсов, договороспособность, симметрию информационного обмена и другие характеристики, формирующие внутреннюю среду предприятия и ее составляющих (людей, средства производства, финансы, маркетинг) [5, 6]. Результатом взаимодействия элементов внутренней среды нефтесервисного предприятия является выполнение работ производственного характера и оказание услуг в нефтегазовой индустрии [7]. Фундаментальная теория фирмы позволяет научно обосновывать закономерности развития сложных экономических систем, и, как следует из вышеизложенного, функционирование и развитие нефтесервисной компании как объекта национальной экономики полностью укладывается в рамки данной научной теории. Что касается определения понятия «устойчивость», то в современной экономической теории определений много, как и способов их применения к различным хозяйственным системам. При исследовании экономического объекта, как правило, рассматривается его платежеспособность и финансовая стабильность, способность к развитию, жизнеспособность и адаптивность. Термин «устойчивость» заимствован из теории систем. Субъекты хозяйствования стали рассматриваться как сложные и разнообразные экономические системы, а их способность сохранять текущее равновесное состояние при наличии внешних воздействий получило название «устойчивость» [8]. Впервые понятие «устойчивость» в его экономическом аспекте встречается в работах, исследующих рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции, — в работах Л. Вальраса, А. Вальда, Дж. Р. Хикса, П. Самуэльсона, Ж. Дебрё, К. Эрроу, Г. Хана, Г. Скарфа и других. Начиная со второй половины XIX в. выдающийся представитель французской экономической науки, лидер лозаннской школы маржинализма, Леон Вальрас рассматривал понятие «устойчивость» с позиции баланса спроса и предложения, что позволило ему вывести формулу макроэкономического равновесия, где в роли переменных уравнения выступали такие рыночные факторы, как свободные цены, средства производства, спрос и предложение [9]. В начале ХХ в. венгерским математиком Абрахамом Вальдом были сформулированы принципы достижения собственных целей и их функциональные зависимости в условиях сохранения конкурентного равновесия для продавцов (производителей) и покупателей — главных игроков свободного рынка [10]. Далее, в теоретических исследованиях Дебрё и Эрроу, была формализована статистическая модель экономического равновесия при © Белошицкий А. В., 2022 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz