Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 72-85. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 72-85. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ При этом необходимо учитывать, что разведанные и учтённые запасы арктического угля в АЗРФ сосредоточены на 45 месторождениях. Запасы угля, поставленные на баланс категории А + В + С1, составляют 7162,712 млн тонн (3,6 % от совокупности его запасов в Российской Федерации в целом). Запасы арктического угля неравномерны. Большая их часть (5028,36 млн тонн, или более 70 % от всех исследованных запасов АЗРФ) сосредоточена в Печорском угольном бассейне, на территории Воркуты — единственного муниципального образования Республики Коми, которое входит в состав АЗРФ. В то же время площадь данного муниципального образования составляет всего 0,5 % от площади сухопутной части АЗРФ. Наиболее значимые по запасам Воргашорское, Усинское, Воркутское каменноугольные месторождения (предприятие-недропользователь — АО «Воркутауголь»), эти же месторождения лидируют по запасам коксующихся углей, при этом все они относятся к особо ценным маркам. Важно отметить, что чуть меньше половины, а именно 44,9 %, исследованных запасов каменного угля в АЗРФ — это запасы коксующихся углей, в том числе запасы угля особо ценных марок. Второе место локализации разведанных запасов угля в АЗРФ находится в Красноярском крае, на полуострове Таймыр (19,6 % от запасов по АЗРФ). Распределение разведанных угольных ресурсов по территории АЗРФ выглядит таким образом, что запасы угля на балансе категории С2 локализованы в основном в Красноярском крае и Чукотском автономном округе, а забалансовые — сосредоточены в Республике Коми. Экономические цели пространственного развития АЗРФ, озвученные в рамках государственной политики [17], обусловили постановку цели данного исследования — рассмотрение проектов по добыче и последующему экспорту угля Таймырского угольного бассейна и оценка потенциала освоения угольных месторождений для комплексного развития судоходства в акватории СМП и социально­ экономического развития Таймырского Долгано­ Ненецкого района Красноярского края. Важным вопросом в развитии угольной промышленности в арктическом регионе является обеспечение возможности использования единой инфраструктуры создаваемых МСЦ для совместного использования единого пункта отгрузки добываемого сырья в федеральную или региональную транспортные системы. Такая возможность сделает разработку угольных объектов, расположенных вблизи СМП, в том числе вблизи крупных рек, впадающих в Северный Ледовитый океан, более выгодной из-за сокращения логистических издержек. Создание единых пунктов отгрузки в рамках формирования минерально-сырьевых кластеров поспособствует оптимизации транспортных расходов, а использование СМП позволит уменьшить нагрузку на перегруженную железнодорожную инфраструктуру и повысит стабильность экспортных поставок. В перспективе Таймыро-Туруханская опорная зона может стать основой развития инфраструктурной базы для освоения арктического шельфа и поддержки эксплуатации и загрузки СМП. В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года можно выделить МСЦ угледобычи в АЗРФ: Печорский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский, Верхне-Алькатваамский, Амаамский в Чукотском автономном округе, Таймырский. На рисунке 2 представлена карта-схема территории континентальной части АЗРФ, сформированной в соответствии с указами президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 и от 27 июня 2017 г. № 287. В федеральном проекте «Развитие морских портов» озвучены планы по модернизации портов Арктики, которая должна обеспечить прирост показателя грузооборота на 44,3 млн тонн в год9. Связывание единых транспортных схем с СМП для коммерческого судоходства является одной из основных целей России в освоении арктического региона. Другие цели — эффективное использование природных ресурсов региона, ускорение социально­ экономического развития населенных пунктов и в целом усиление влияния России в глобальной арктической политике [18, 19]. Торговое судоходство по СМП (между Мурманском и Камчаткой) призвано превратить ранее периферийные города в транспортные узлы и трансформировать географическое положение страны в преимущества для пространственного развития. Инвестиции в новую инфраструктуру и увеличение транспортного потока должны поддерживать социально-экономическое развитие арктических регионов, связав их с ресурсными МСЦ. Перечень планируемых проектов добычи и транспортировки арктических угольных ресурсов представлен в табл. 2. Спрос на продукцию угледобывающих предприятий можно разделить на три типа по производственному применению: 1) производство тепловой и электрической энергии; 2) металлургия, где коксующийся уголь применяется для выплавки стали; 3) химическая промышленность, которая использует бурый уголь и антрацит для синтеза различных химических соединений, включая аналоги бензинового топлива и природного газа. 9 Паспорт федерального проекта «Развитие морских портов». URL: https://www.rosmorport.ru/upload/medialibrary/a0b/protokol_27_10_202 0_14.pdf (дата обращения: 12.08.2022). © Кошкарев М. В., Данилин К. П., 2022 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz