Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 72-85. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 72-85. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Материалы и методы Научное исследование базируется на принципах общенаучного подхода. Основу теоретических построений составляют результаты анализа экспертных оценок, документов стратегического планирования и других нормативных государственных документов, рассматривающих вопросы развития угольной промышленности и Арктики в контексте соотношения пространственного развития и экономической безопасности. Методология исследования основана на положениях теории пространственной экономики и новой экономической географии. Данный теоретико­ методологический подход показывает, как диверсификация региональной системы коммуникаций формирует агломерацию и её экономическое развитие. Это означает, что структура обеспечения доступа к рынку является основой при образовании агломерации, поэтому наибольшее значение имеет система коммуникаций, обеспечивающая гарантированный доступ к рынку, среди других коммуникативных свойств [10]. Развитие Арктики демонстрирует, что эффект от диверсификации региональной системы коммуникаций является существенным фактором в процессе перераспределения и транспортировки энергетических ресурсов (в том числе и ресурсов энергетического угля) между направлениями Запада и Востока при определённом дефиците подобных ресурсов [11]. На основе этого подхода рассматриваются возможности разработки новых месторождений по добыче антрацитов на полуострове Таймыр в АЗРФ, неотделимой от развития арктической высокоширотной системы коммуникаций, которая ведёт к образованию и усложнению локальных социально-экономических систем. Один из рассматриваемых сценариев возможного развития предполагает создание МСЦ с единым пунктом отгрузки, что позволит оптимизировать транспортную инфраструктуру. Цель исследования — рассмотреть перспективы развития угледобывающих проектов в АЗРФ. Для ее достижения требуется решить следующие задачи: 1) рассмотреть особенности мирового угольного рынка и зафиксировать как текущую ситуацию, так и долгосрочную перспективу развития; 2) охарактеризовать отечественный рынок угля и показать основные потоки экспорта; 3) провести анализ особенностей арктических угольных проектов методом SWOT-анализа. Информационными источниками стали систематизи­ рованные исследования в области экономического 5Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74710556 (дата обращения: 23.08.2022). 6 Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45255. © Кошкарев М. В., Данилин К. П., 2022 развития СМП, материалы специализированных информационных агентств и справочные правовые системы, а также информационно-аналитические материалы, выпущенные зарубежными и отечественными аналитическими центрами и государственными органами Российской Федерации. Результаты и обсуждение Организация регионального экономического пространства российской Арктики на современном этапе развития определяется новой волной ее промышленного и военного освоения. Причем возможности нового освоения в первую очередь опираются на уже сформированные элементы базового экономического пространства, а именно на богатые природные ресурсы и наличие коммуникаций. Поскольку добыча полезных ископаемых жестко привязана к районам их залегания, то и возможности развития данной отрасли от освоения до продвижения продукции на рынок в целом зависит от наличия и развития арктических коммуникаций. В работе [12] отмечается, что МСЦ, о которых сказано в Стратегии пространственного развития5, могут стать объединяющей инфраструктурой для продвижения различных природных ресурсов на рынки сбыта [13]. Указом президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 1646 организация обеспечения инфраструктурой для создания и развития МСЦ является важнейшим приоритетом и основой стратегии пространственного развития в зонах ресурсодобычи АЗРФ, а эффективная реализация планов по развитию территорий России, расположенных за Северным полярным кругом, и достижение геостратегических целей по освоению АЗРФ возможны при полноценном и эффективном функционировании СМП7 [14, 15].. Помимо природного газа и нефти, на территории АЗРФ сосредоточена значительная минерально­ сырьевая база твёрдых полезных ископаемых. Эти месторождения составляют крупные провинции и рудные районы, в которых могут быть созданы МСЦ, что может обеспечить эффективный гарантированный доступ к мировому рынку за счёт СМП [16]. Некоторые месторождения уже разрабатываются и осваиваются: рудный район Норильска, якутские алмазы, месторождения в Карельском и Кольском регионах (Карелия и Мурманская область) и Архангельской области8. Основные данные по топливным видам полезных ископаемых АЗРФ приведены в табл. 1. 7 Проект единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. URL: http://government.ru/news/36606/ (дата обращения: 23.08.2022). 8Справочная информация Федерального агентства по недропользованию к заседанию Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике (по запросу Минприроды России от 28.08.2020№ 070482/25). 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz