Север и рынок. 2022, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 72-85. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 72-85. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Рис. 1. Объем экспорта угля из России в 2021 г. Данные Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 12.08.2022) Австралия, в свою очередь, имеет большие запасы качественного угля для металлургии с низкой себестоимостью добычи и, в силу удачного географического расположения близко к основным рынкам сбыта и морским торговым путям, может обеспечивать рост спроса на коксующийся уголь в развивающихся странах Азиатского региона. Значительное увеличение спроса на данный товар будет наблюдаться к концу этого десятилетия и далее. Многие предприятия испытывают дефицит угля для металлургии. В среднем рыночная ситуация такова, что коксующийся уголь стоит в 2,2 раза больше, чем угли энергетических марок. При этом спрос на него более стабилен, так как в меньшей степени подвержен сезонным колебаниям [7, 8]. Эти факторы делают привлекательными инвестиционные проекты отечественных компаний в развитие добычи коксующихся углей, так как стабильные, предсказуемые цены позволяют в том числе снижать зависимость от цен на транспортировку, так как транспортные тарифы не будут значительно влиять на конечную маржинальность. Инвестиции российских предприятий в угледобывающие проекты на Востоке Российской Федерации выглядят привлекательно в силу стабильно растущего спроса на коксующийся уголь, устойчивость цен, близость основных потребителей и наличие портовой инфраструктуры. Учитывая удалённость основных центров угледобычи Российской Федерации от морских портов, растёт конкуренция среди производителей за мощности для транспортировки по железной дороге, поэтому наилучшую перспективу имеют те проекты, которые располагают портовой инфраструктурой. У угледобывающих проектов в АЗРФ есть логистическое преимущество, так как товарный продукт не требуется перемещать по железнодорожной сети на значительные расстояния из-за возможности сразу же воспользоваться морским транспортом для доставки угля потребителям [7, 8]. Стоит отметить, что, вследствие увеличения объёма производства и экспорта угля, в 2018 г. увеличились и средние расстояния его транспортировки. Среднее значение данного показателя в целом по отрасли достигло 2941 км (на 840 км больше значения 2010 г.), а при экспортных поставках — 4530 км (на 130 км больше значения 2010 г.) [4]. Такая длина экспортных маршрутов связана с тем, что транспортировка в Европу осуществляется из Сибири до балтийских портов, а лишь за тем в порт Гамбурга. Использование СМП позволит сократить европейский экспортный маршрут до 1500 км и пяти суток, а азиатский будет составлять 6000 км морского пути, но будет занимать не более двух недель [9]. Таким образом, можно констатировать, что спрос на коксующиеся марки угля не снижается, наблюдается смещение в сторону роста спроса на уголь азиатских стран и требуется оптимизация его транспортировки. Данные тенденции актуализируют реализацию арктических угольных проектов в совокупности с загрузкой СМП. © Кошкарев М. В., Данилин К. П., 2022 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz