Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 72-85. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 72-85. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Введение Экономическое развитие арктического региона России базируется на совпадении пяти основных моментов: 1) модернизация СМП; 2) добыча полезных ископаемых; 3) технический и технологический прогресс; 4) политическая воля правительства в поддержке арктических проектов и развитии предпринимательства в Арктике; 5) внешние контакты. На Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2022) в рамках выездной сессии был представлен единый интегрированный план развития СМП1 с акцентом на переходе к его полноценному функционированию, которое зависит от нескольких ключевых факторов: инфраструктуры, сроков пополнения и обновления флота, безопасности и технологической оснащённости. Очевидно, что последние десятилетия совокупное влияние данных факторов существенно продвинуло «арктическое хозяйство». Влияние на активизацию хозяйственных процессов оказали озвученные президентом в 2018 г. новые ориентиры развития СМП. Драйверами экономического развития стали крупнейшие ресурсодобывающие компании — публичные акционерные общества «НОВАТЭК», «Газпром», «Газпром нефть», «НК "Роснефть"», «ЛУКОЙЛ», «ГМК "Норильский никель"», УК «ВостокУголь» и другие. Статистические данные показывают2, что СМП с 2018 г. демонстрирует значительный рост грузооборота транзитных рейсов, а также их количества. Убедительным свидетельством данного процесса могут служить сравнительные данные по грузооброту за 2020 г., который почти вдвое больше, чем в 2019 г. — 1281,01 тыс. тонн против 697,3 тыс. тонн. В 2021 г. достигнут показатель 2049,7 тыс. тонн (рост 293,94 % к 2019 г.) [1, 2]. Освоение топливно-энергетических ресурсов в российской части Арктики определило доминирование российского внутреннего судоходства по СМП по количеству компаний, судов и рейсов. Российские судоходные компании в 2016-2019 гг. составили 62-73 % от всех судоходных компаний, работающих на СМП, и совершили 75-87 % всех рейсов. Основной объем грузов приходится на энергоресурсы (сжиженный природный газ, нефть, уголь) и металлы [3]. Угольная промышленность в Арктике, наряду с углеводородными проектами, также занимает определенную нишу. В Программе развития угольной промышленности России3 запланировано не только развитие традиционных угольных месторождений, 1Севморпуть круглый год: входе выездной сессии ВЭФ-2022 представили единую стратегию развития новоготранспортного коридора //Arctic Russia. URL: https://arctic-russia.ru/news/sevmorput-kruglyy-god-v-khode-vyezdnoy- sessii-vef-2022-predstavili-edinuyu-strategiyu-razvitiya-novo/. 2 Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути // Единая межведомственная информационная система ЕМИСС. URL: https://fedstat.ru/indicator/51479 (дата обращения: 05.08.2022). © Кошкарев М. В., Данилин К. П., 2022 но и разработка новых — на Востоке России. Рассматривается возможность создания центров угольной промышленности в республиках Саха (Якутия), Тыва и Хакасия, Забайкальском, Хабаровском краях, Чукотском автономном округе, Сахалинской и Амурской областях, а также на полуострове Таймыр в АЗРФ. Доля Российской Федерации на международном рынке поставок угля за десять лет, начиная с 2010 г., выросла с 9 до 15 %. Российский уголь поставляется на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, где основными торговыми партнёрами являются Япония, Республика Корея, Китай, Индия, Малайзия и Вьетнам. При этом внутренний спрос на продукцию угольной промышленности остаётся стабильным и не демонстрирует значительного увеличения [4]. Несмотря на глобальные тенденции, которые устанавливают тренд на декарбонизацию промышленности, и декларации об отказе от топлива и сырья с высоким углеродным индексом, мировое потребление угля увеличивалось в период с 2007 по 2021 гг. на 14,6 % — с 6 708 до 7 692 млн тонн4. Уголь находит широкое применение в качестве топлива не только в энергетике для электро- и теплогенерации, а также для когенерационных проектов (например, на ТЭЦ), но и широко используется в качестве химического сырья. Кроме того, коксующийся уголь является основой для металлургии: из него выделяют рассеянные и редкие элементы, а также жидкое топливо путём гидрогенезации [5]. За 2021 г. Российская Федерация поставила на мировой рынок 223,3 млн тонн угля, более 90 % которого энергетический уголь, использующийся в качестве топлива. Основные направления мирового экспорта российского угля в 2021 г. представлены на диаграмме (рис. 1). Следует отметить значимость поставок российской угольный продукции в Азиатско- Тихоокеанский регион, которые занимают более чем значительное место в структуре угольного экспорта. Коксующийся уголь является стабильным рыночным товаром, а спрос на антрацит имеет тенденцию к увеличению. Рыночная ситуация определяется политическими решениями Китая и Австралии. Китай — крупнейший потребитель коксующего угля, так как высокие темпы роста экономики требуют большого количества металла. Сам Китай не обладает большим количеством качественного коксующего угля, несмотря на большие запасы энергетических углей [6]. 3 Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года» от 13 июня 2020 г. № 1582-р». URL: http://static.government.ru/media/files/OoKX6PriWgDz4CNNAxwIYZEE6z m6I52S.pdf (дата обращения: 10.08.2022). 4 Ежегодник Enerdata. URL: https://energystats.enerdata.net/coal- lignite/coal-world-consumption-data.html (дата обращения: 15.08.2022). 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz