Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 58-71. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 58-71. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ 98 % грузооборота приходится на западный сектор — Мурманск (58 %), Сабетта (17 %) и Варандей (7 %), порты Восточной Арктики перерабатывают лишь 2 % арктического грузооборота [22]. В итоговом докладе Росморречфлота за 2018 г. подчеркивается, что уровень технической оснащенности трасс СМП составил только 40 % [23]. Отмечается недостаток функционирующей инфраструктуры и поисково-спасательных ресурсов, что препятствует быстрому реагированию на чрезвычайные ситуации. К сказанному следует добавить, что имеются эксплуатационные ограничения для крупнотоннажных кораблей из-за наличия на маршруте слишком мелких участков и недостаточное количество глубоководных морских портов для судов с повышенной грузоподъемностью, также существует нехватка портов, оборудованных контейнерными терминалами, которые могли бы играть роль высокоэффективных перегрузочных и логистических центров. Причалы большинства арктических портов требуют капитального ремонта и углубления дна для приёма современных судов. На текущей момент в российской Арктике функционирует только несколько глубоководных портов. В Мурманске, являющемся самым большим в мире незамерзающим арктическим портом и ключевым транзитным пунктом СМТК, происходит перевалка продуктов ресурсодобычи с челночных танкеров ледового класса на плавучее нефтехранилище, далее они перегружаются на линейные танкеры дедвейтом 150-170 тыс. тонн для поставки на мировые рынки. В порту Мурманска расположена база атомного ледокольного флота России, обслуживающего СМП. Новый арктический порт Сабетта работает как на отгрузку СПГ и газового конденсата, так и на обработку генеральных и навалочных грузов. Глубины на внутреннем рейде порта Диксон достигают 15-22 м, что допускает швартовку и грузовую обработку у причалов крупнотоннажных судов. Это позволяет не прибегать к использованию для перегрузки на внешнем рейде малотоннажных судов, как это происходит в большинстве других арктических портов. Порт Певек — первый глубоководный порт в восточном секторе СМП, способный принимать суда с осадкой до 13 м и оснащенный перегрузочными комплексами. Также в порту расположена база обслуживания морских транспортных судов и ледоколов, производящая бункеровочные операции, снабжение судов, неотложные ремонтные работы. В последнее время ведутся работы по созданию опорного пункта в восточной части СМП — в поселке Тикси, который станет современным морским портом и базовым пунктом управления инфраструктурой [24]. Несмотря на работы по восстановлению и реконструкции действовавших портов, вопрос о модернизации и строительстве портовых мощностей, расширении и увеличении пропускной способности судоходных каналов СМП является особенно значимым и актуальным, поскольку именно арктические порты являются опорными точками СМП, имеют ключевое значение в формировании транспортной системы и использовании транзитного потенциала. В связи с этим требуются обустроенные порты и портопункты, оказывающие квалифицированные современные услуги и обеспеченные эффективно функционирующей портовой инфраструктурой, необходимо строительство и обновление дополнительных глубоководных причалов. Это один из главных потребительских факторов использования СМП при обеспечении безопасного движения судов с возможным заходом в порты для загрузки топливом, оказания различных услуг —бункеровки судов, снабжения пресной водой, срочного ремонта, смены экипажей. Кроме того, важную роль в выполнении транспортных задач играет связанность портов с наземной транспортной системой, поскольку соединение наземных транспортных коридоров с портами СМП является одним из условий привлекательности маршрута за счет возможностей формирования наиболее оптимальных логистических схем. В настоящее время транспортное сопряжение в качестве транспортных узлов имеют порты только западного сектора СМП, а порты в восточной части не имеют связи с единой железнодорожной транспортной системой. Соответственно, для реализации проекта комплексного развития СМП, удовлетворяющего потребности пользовательских групп СМП, необходимо формирование структуры морской деятельности на основе обеспечения бесперебойного и безопасного функционирования СМП (рис. 3). Заключение Проведенное исследование на основе трехмерной матрицы (потребители — функция потребностей — технология удовлетворения потребностей) показало, что привлекательность СМП будет зависеть от надлежащего состояния всех составляющих морской транспортной системы. Во-первых, необходимы в едином ключе взаимодействие, координация и планирование всех составляющих, обеспечивающих морскую деятельность, — государственной политики в сфере арктического судоходства, морских судов, ледоколов, портов и портопунктов, мер по обеспечению безопасности мореплавания. © Воронина Е. П., 2022 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz