Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 58-71. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 58-71. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Кроме того, сложные и непредсказуемые природно­ климатические условия обуславливают значительные риски и финансовые расходы, что приводит к увеличению стоимости транспортировки, но это обоснованная необходимость, так как условия навигации на трассе требуют огромных материальных затрат из-за создания и обеспечения функционирования сложной системы, включающей материально­ техническую базу, ледокольный, лоцманский, метеорологический и многие другие виды обеспечения. Немаловажным аспектом являются особенности морских арктических транспортных систем, заключающиеся в том, что в соответствии со скорректированными в сентябре 2020 г. Правилами плавания в акватории СМП6 к круглогодичному плаванию здесь допускаются суда, имеющие ледовый класс Arc7-Arc9, что является главным условием обеспечения безопасности, в то время как суда неледового класса и с ледовыми категориями Ice1, Ice2, Ice3 могут работать только летом, плавание в акватории СМП зимой запрещено, суда класса Arc4-Arc6 работают круглогодично, но зимой на маршруте требуется обязательное сопровождение ледокола. Фактически именно наличие ледокольного флота позволяет оценивать текущие возможности и перспективы роста грузоперевозок по СМП. Несмотря на то что за последние годы проделана огромная работа, проблемы всё еще есть. По информации ФГБУ «Администрацией Севморпути», зарубежных судовладельцев устраивает качество российского ледокольного сопровождения, но период ожидания ледоколов, связанный с их недостаточным количеством, может затягиваться на неделю [19], что вызывает недовольство потребителей, так как одно из главных преимуществ СМП — сокращение времени рейса и транспортно-эксплуатационных расходов — исчезает, что снижает выгоды использования пути. В целях увеличения пропускной способности СМП и обеспечения регулярного круглогодичного судоходства необходима реализация мер по модернизации действующего и строительству нового ледокольного флота с созданием универсальных атомных ледоколов (УАЛ) проекта 22220 (типа ЛК-60Я) с более мощной ядерной установкой (60 МВт против 55 МВт), которые будут способны работать как на морской проводке во льдах толщиной до 3 метров, так и в мелководных районах Обской губы, устья Енисея и в других прибрежных районах арктических морей [2]. Для обеспечения круглогодичной устойчивой навигации в восточном секторе акватории СМП с коммерчески допустимым скоростным режимом необходимо построить более мощные ледоколы 6 Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1487 «О б утверждении Правил плавания нового проекта 10510 типа «Лидер» мощностью 120 МВт, так как участок от пролива Вилькицкого до Берингова пролива считается самым трудным [19]: даже в летние месяцы отмечаются сплошное ледовое покрытие и ледяные торосы. Ледокол «Лидер» предназначен для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100 000 тонн и шириной более 50 метров на всем протяжении СМП, способный преодолевать лёд толщиной 4 метра [20]. Он должен обеспечить круглогодичную проводку судов по СМП с экономически эффективной скоростью не менее 12 узлов в час при толщине льда до 2 метров и во льдах толщиной свыше 4 метров со скоростью 1-2 узла. Строительство головного атомного ледокола проекта 10510 «Россия» уже начато в соответствии с заключенным в 2020 г. контрактом между ФГУП «Атомфлот» и ООО «ССК "Звезда"», срок сдачи — в 2027 г. [2]. К тому же, для удовлетворения потребностей пользователей СМП необходимо изменение состава и структуры арктического транспортного флота, который находится в собственности судоходных и ресурсодобывающих компаний. Так, на ССК «Звезда» размещены заказы на строительство судов усиленного ледового класса для публичных акционерных обществ «НОВАТЭК», «Газпром», «НК "Роснефть"», «Совкомфлот» и ФГУП «Росморпорт» по формированию крупнотоннажного нефтеналивного и газового флота, контейнеровозов [21]. Большое значение для повышения уровня услуг морских перевозок посредством удовлетворения потребностей современного грузоотправителя имеет сбалансированность всех составляющих морской транспортной системы — наличие и мощность ледокольного флота, состояние береговых опорных баз и морских портов по трассе, навигационно­ гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, наличие инфраструктурных систем связи. В последнее время российские власти предприняли ряд шагов: завершены работы по созданию четырёх арктических пунктов базирования аварийно-спасательных формирований, реконструируются и создаются перегрузочные терминалы, проектируются и строятся танкеры и сухогрузные суда ледового класса и универсальные атомные ледоколы. Вместе с тем на современном этапе СМП характеризуется возрождением транспортной инфраструктуры в основном в западном секторе Арктики для осуществления круглогодичной навигации, в восточном секторе наблюдается недостаточно развитая инфраструктура для морских перевозок. Так, из 71 порта в акватории Северного морского пути». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009220024. © Воронина Е. П., 2022 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz