Север и рынок. 2022, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 58-71. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 58-71. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Рис. 2. Потребительский спрос пользовательских групп СМП Северный морской путь с его составляющими и производителями — поставщиками транспортных услуг (транспортный коридор, портовая инфраструктура, ледокольный флот, гидрометеорологическое обеспечение, навигационная и гидрографическая службы, морские центры спасения) в данном исследовании рассматривается как продукт по обеспечению потребителей. Значимые для потребителя характеристики функционирования СМП представлены втаблице. Обсуждение результатов В результате проведенного анализа на основе трехмерной матричной диагностики трех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (потребителей — функции потребностей — технологии удовлетворения потребностей) можно констатировать, что для потенциальных пользователей СМП безопасность и обеспеченность необходимыми услугами на всем протяжении трассы являются главными условиями при принятии решения в пользу этого маршрута в современных условиях геополитической нестабильности. В данном контексте следует отметить, что преимущество СМП заключается в первую очередь в том, что эта внутрироссийская трасса, она не подвержена волатильности геополитической обстановки. Кроме этого, СМП для удовлетворения потребностей пользовательских групп имеет ряд предпочтений: уменьшение продолжительности рейса и сокращение времени перевозки ведет к снижению расхода топлива и стоимости фрахта судна [13, 14]; сокращение протяженности пути и потребления топлива имеет значительный экологический эффект из-за снижения выбросов углекислого газа. Однако, наряду с преимуществами использования СМП, есть и ряд ограничений. Несмотря на оптимистичные заявления экспертов о постепенном освобождении Арктики ото льда, ледообразование остается цикличным. Из-за потепления в последние годы увеличилось таяние и сход в море массивов льда с образованием большего по количеству и весу айсбергов, происходит увеличение их количества, что приводит к тому, что «чистая вода» на трассе СМП очень быстро покрывается плавающим льдом [15, 16]. Продолжительная и суровая зима при коротком и холодном лете обусловливают большую ледовитость арктических морей и создают тяжелые ледовые условия, а высокоширотное приполюсное положение Арктики с низкой температурой воздуха, сильными ветрами, снегопадами и метелями является главным препятствием для прохода судов на значительных отрезках пути. Увеличение штормовой (и волновой) активности, значительная пространственно-временная изменчивость ледовых условий и явлений в сочетании со сложностью их надёжного прогнозирования создают повышенную опасность для судоходства, вероятность ледового сжатия и повреждения судов. Все указанное может привести к простою судов и авариям, к дополнительным страховым расходам. Увеличение повторяемости штормов и скорости дрейфа ледяных полей, роза и скорость ветров влияют на скорость движения судов [17] (± 5 узлов зимой, 9-12 узлов летом и ± 15 узлов при наличии открытой воды [18]). Эти обстоятельства осложняют работу водного транспорта и могут нарушить ключевой принцип современной транспортировки "just in time" — доставка груза в указанные сроки. © Воронина Е. П., 2022 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz