Север и рынок. 2022, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 58-71. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 58-71. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Группы потребителей арктической морской коммуникации — это, в первую очередь, экспортеры углеводородных ресурсов, отечественные промышленные корпорации и компании. Основными пользователями СМП являются: а) предприятия, обеспечивающие добычу, переработку и транспортировку природных ресурсов: - нефтегазовый комплекс (ОАО «Ямал СПГ», публичные акционерные общества «НОВАТЭК», «Газпромнефть», «Лукойл», «НК "Роснефть"», АО «Нефтегазхолдинг», ООО «Печора СПГ»); - горно-металлургический и горно-химический комплексы Кольского полуострова, Норильский промышленный район (ПАО «ГМК "Норильский никель"»), добывающая промышленность Якутии, Красноярского края (открытые акционерные общества «Восток Уголь», «Северная звезда»), Чукотки (добыча золота, цветных и редких металлов); - лесоперерабатывающий комплекс; - рыбохозяйственный комплекс; б) сфера морской доставки северного завоза (около 15 % объема грузов, относящихся к северному завозу, доставляются морским транспортом и более 85 % — по рекам) [3]. Большая часть грузов, перевозимых по СМП, относится к отечественным грузам, в основном к экспортным и каботажным. Со стороны международных грузоперевозчиков использование арктической морской трассы для осуществления транзитных перевозок отличается существенной волатильностью. Большой интерес к использованию СМП в качестве транспортно-коммуникационного коридора проявляет Китай, который проводит активную политику, направленную на обеспечение бесперебойных поставок энергоресурсов. Так, китайские компании ENN Natural Gas и Zhejiang Energy заключили долгосрочные контракты с ПАО «НОВАТЭК» на поставку сжиженного газа с проекта ООО «Арктик СПГ 2»5. По мнению некоторых авторов [4-7], особая роль в развитии арктического транзитного грузопотока отводится Китаю и Индии. Тем не менее, другие зарубежные перевозчики проявляют интерес к СМП в качестве транзитного маршрута в режиме тестирования и с большим сомнением относятся к использованию СМП в суровых природно-климатических условиях арктического региона. По их мнению [8-11], основные риски предопределены недостаточно развитой транспортно-логистической инфраструктурой, отсутствием гидрометеорологического и навигационно гидрографического обеспечения, плохо налаженной связью (ненадежность в высоких широтах навигационных систем (GPS)). Функция потребностей (анализ потребительских нужд, потребности, мотивации в использовании транспортных услуг). На рынке транспортных услуг 5«Новатэк» заключил долгосрочные контракты на поставку СПГ в Китай. URL: https://ria/ru/20220112. в сфере покупательского поведения потребителя основные требования грузоотправители предъявляют к повышению надежности работы цепей поставок, главными из которых являются доставка груза оптимальным маршрутом в заданный промежуток времени и обеспечение его сохранности, а также рациональные способы организации взаимодействия всех элементов логистики. Любой даже незначительный сбой в процессе транспортировки приводит к росту издержек. Функция потребностей может быть определена через изучение потребностей на услуги морского транспорта и характеристику потребительской ценности использования СМП в контексте надежности работы цепей поставок. Определение потребностей и предпочтений, которые имеют большую значимость для пользовательских групп СМП, представлены на рис. 2. Анализ представленных на рис. 2 функций потребностей пользователей СМП позволяет определить мотивацию потребителя, качество его ожиданий и требований, а также конкретные характеристики, которые способствуют повышению надёжности цепи поставок грузов, ориентированных на формирование привлекательности использования СМП в качестве транспортно-логистической системы, эффективно удовлетворяющей спрос. Технологии, удовлетворяющие нужды и потребности целевых групп. Здесь необходимо оценить особенности продукта, основанные на важных для потребителя свойствах и выраженные в востребованности и выгоде, которую получают клиенты. В виде продукта в данном анализе выступают морские транспортные услуги, которые представляют собой специфический вид продукции по перемещению грузов, а также по выполнению сопутствующих и дополняющих этот процесс операций. Соответственно, технологии, удовлетворяющие нужды и потребности целевых групп, — это транспортное обслуживание, процесс предоставления транспортных услуг потребителям, то есть процесс организации и осуществления рациональной доставки (перевозки) грузов (товаров) до места назначения оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками, обеспечение технической и технологической сопряженности со всеми транспортно-логистическими операциями, возникающими в пути следования грузов. Качество транспортного обслуживания зависит от большого числа элементов: от провозной и пропускной способности трассы, уровня ее технической оснащенности с использованием современных средств и технологий, стоимости провозки груза, обеспеченности инфраструктурными составляющими и безопасности перевозок. © Воронина Е. П., 2022 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz