Север и рынок. 2022, № 4.

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ safety, creation and development of coastal infrastructure, modernization and construction of multifunctional ports, modern ice-breaking fleet availability and operation of monitoring systems. The relevance of the use marketing tools to solve the problems of the integrated development of the NSR in order to attract consumers and increase its competitiveness was offered. The novelty of the work lies in the author's view on the prospects of the NSR development manifested in the offered algorithm (three-dimensional matrix of diagnostics) of marketing analysis of maritime transport along the NSR with the consistent identification of factors influencing the shippers' choice of transport services. The results obtained show the practical significance of the research, and help more comprehensively and systemically study the priority areas of the NSR development and its transport and logistics potential. Keywords: Arctic region, transport potential, Northern Sea Route, shipping, transport and logistics system, marketing approach. For citation: Voronina E. P. Мodern approaches to ensuring the integrated development of the Northern Sea Route: marketing analysis of transport and logistics potential. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 58-71. doi:10.37614/2220-802X.4.2022.78.004 СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 58-71. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 58-71. Введение В современных геополитических условиях изменения стратегического развития России с приоритетом решения внутренних задач и переориентацией на восточное направление поставок основных экспортных ресурсов интерес к Арктике, ее проблемам и путям их решения весьма значителен и актуален. Выступая 13 апреля 2022 г. на совещании по вопросам развития Арктической зоны России (АЗРФ), президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что освоение Арктики выходит на первый план и открывает огромные возможности1. Среди основных направлений развития российской Арктики первоочередным выступает развитие СМП. В судоходстве СМП определяется как «навигационно-рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова пролива», а законодательством Российской Федерации — как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике»2. Вместе с многочисленными реками, морскими судоходными путями арктических морей и портами формируется Северный морской транспортный коридор (СМТК) — транспортная система российской Арктики. СМП не имеет единого общепринятого маршрута, это целая система арктических морей и соединяющих их проливов. В зависимости от ледовой обстановки суда могут проходить либо вплотную к континентальному побережью России, либо севернее его, используя более высокоширотные маршруты. Значение СМП для Российской Федерации обусловлено хозяйственными потребностями и важнейшим фактором социально-экономического развития страны, что в значительной степени 1 Совещание по вопросам развития Арктической зоны. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68188. 2 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» от 28 июля 2012 г. № 132-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133277. 3 Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (утвержден распоряжением © Воронина Е. П., 2022 предопределяет национальный подход к использованию арктической транспортной системы. СМП становится не только артерией, предоставляющей возможность экспорта углеводородов, но и автономной, безопасной транспортной коммуникацией, пролегающей внутри отечественных территориальных вод. Кроме того, расширение логистической системы и интенсификация объёмов грузоперевозок обеспечивают основные направления национальной безопасности страны: связанность российских регионов, геополитическое лидерство, экономическое и технологическое развитие, освоение природных ресурсов, военное присутствие и научные исследования. В то же время некоторые авторы отмечают, что «в настоящее время произошел переход к принципу экономической эффективности, что требует создания современной рентабельной транспортной системы с возможностью постоянного роста внутренних и импортно-экспортных грузоперевозок» [1]. Со стороны государства были приняты меры, направленные на усовершенствование функционирования СМП, о чём свидетельствует принятие ряда документов, таких как: федеральный проект «Северный морской путь» в составе Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р, с изменениями от 13 апреля 2022 г. № 855-р)3; План развития Северного морского пути на период до 2035 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2022 г. № 2115-р)4. Исходя из целей и задач развития СМП определены и сформулированы три этапа его Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р, с изменениями от 13 апреля 2022 г. № 855-р). URL: http://static.government.ru/media/files/MUNhgWFddP3UfF9RJASDW9VxP8 zwcB4Y.pdf; https://docs.cntd.ru/document/350220126?marker=6540IN. 4 План развития Северного морского пути на период до 2035 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1августа 2022 г. № 2115-р). URL: http://government.ru/docs/46171/. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz