Север и рынок. 2022, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 167-180. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 167-180. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ АРКТИКИ Подводя итог отметим, что вспышка новой коронавирусной инфекции COVID-19 стала не только вызовом и угрозой для экономической составляющей деятельности компаний, но и серьезным стимулом развития КСО, втом числе и на арктических территориях России. КСО в российской Арктике, где становление этого института произошло в более поздний период, по сравнению с зарубежной практикой развития КСО [41], к настоящему времени уже стала неотъемлемой частью и атрибутом успешной деятельности большинства бизнес-структур [42]. Вопрос реализации КСО является крайне значимым и актуальным на арктических территориях, поскольку деятельность компаний (зачастую являющихся градообразующими) напрямую влияет на развитие и саморазвитие местных сообществ Арктики. Необходимость нивелирования влияния негативных последствий пандемии COVID-19 на общественное здоровье, социальное и экономическое благополучие повсеместно привели к значительному усилению альтруистической и просоциальной деятельности бизнес-структур — российская арктическая практика в сфере КСО стала еще более значимой детерминантой социальной безопасности местных сообществ [43] и их социальной устойчивости, то есть формирования такого состояния социума, при котором обеспечиваются социальная справедливость, высокие качество и уровень жизни населения [44]. Пандемия коронавируса по-новому расставила акценты не только в практической реализации социально направленных инициатив, включив в сферу интересов компаний более широкий круг вопросов поддержки социальных предпринимателей, предприятий малого и среднего бизнеса, различные аспекты социальных инвестиций в образование, здравоохранение и здоровье (не только сотрудников, но и местного населения), в том числе на основе формирования и внедрения более гибких моделей активного взаимодействия с местными сообществами в решении актуальных проблем, но и в вопросе оценки КСО-деятельности бизнес-структур сотрудниками, потребителями и сообществами, сместив приоритеты с оценки продукции компании на оценку ее глобальной пользы в борьбе с COVID-1922, тем самым существенно усилив важность вклада той или иной компании в защиту общества и общественных ценностей. Пандемия COVID-19 послужила импульсом формирования трех мощных трендов реализации 22COVID-19: трансформация корпоративной социальной ответственности во время и после пандемии // Young Group Social, Fields4e PR. URL: https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/rbcpro_presentations/2020/7559228879 01680/presentation-9a8fdbff0f81498d9cd39297526ea766.pdf (дата обращения: 21.06.2022). © Торопушина Е. Е., 2022 КСО: беспрецедентной финансовой поддержки местных сообществ, значительного расширения практик корпоративного волонтерства, развития деятельности в сфере материального обеспечения (различным оборудованием и другими товарами) медицинских и образовательных учреждений, населения. Многие компании скорректировали свои стратегии КСО и, помимо борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции и поддержки социально уязвимых категорий граждан, усилили направление помощи малому и среднему бизнесу23. Несмотря на то что все эти направления изначально носили преимущественно ситуационный характер (как ответ на COVID-19), многие из них вошли уже в системные, долгосрочные проекты. Заключение Различные теоретические подходы к концепции КСО, формирование и эволюция ее структуры и закономерности этого процесса предопределили вариативность и многогранность данного института, охватывающего не только корпоративное поведение, отношения и деятельность, но и ценности общества. Практики КСО эволюционируют с течением времени, переходя с преимущественно благотворительной формы на устойчивую стратегическую платформу. Все больше компаний используют КСО, чтобы интегрировать социальные интересы в свою корпоративную стратегию, а не просто занимаются филантропией, что отражается в реализуемых долгосрочных проектах, направленных на устойчивое социальное развитие местных сообществ и регионов присутствия, поддержание и стимулирование общественных инициатив, создание благоприятных условий жизни населения и т. д. КСО-стратегия становится одним из главных инструментов формирования и укрепления репутации компании для основных стейкхолдеров и общественности. С точки зрения теории заинтересованных сторон, это оправданный подход для бизнес-структур к распределению ресурсов между внутренними и внешними заинтересованными сторонами, позволяющий оценить значимость компании в обществе и ее обязательства перед местным сообществом. Последовательная деятельность в области КСО генерирует капитал компании за счет укрепления корпоративной репутации, реализуемый в виде социальной лицензии, а также некоторой формы страхования от непредвиденных рисков для корпоративного имиджа или прибыли. 23 Балабошина Д. Люди как новый акцент корпоративной социальной ответственности // Корпоративная социальная ответственность. Тематическое приложение к ежедневной деловой газете РБК, 28 апреля 2021 г. URL: https://plus.rbc.ru/news/60882ac77a8aa92cb9db54e5 (дата обращения: 04.05.2022). 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz