Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 167-180. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 167-180. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ АРКТИКИ Одной из наиболее пострадавших стран стала Шри-Ланка, где погибло более 49 тыс. человек3, было уничтожено около тысячи километров побережья, а общее экономическое воздействие цунами оценивалось в 1% годового роста валового внутреннего продукта страны [36]. Именно этот колоссальный ущерб, нанесенный людям и стране в целом, принципиально изменил практику КСО бизнес- организаций Шри-Ланки. В двух крупнейших компаниях — транснациональной Unilever и местной Brandix — работа по ликвидации последствий цунами еще больше укрепила их приверженность КСО с долгосрочной и устойчивой стратегической направленностью деятельности. Сразу же после цунами Unilever (социальные инвестиции компании, направленные на борьбу с последствиями цунами, составили 1 млн долларов) оперативно создала специальные сети для оказания чрезвычайной помощи, работая вместе с местными агентствами над распределением продуктов питания и средств гигиены, а также перечисляла пожертвования сотрудников в центральный фонд, а в дальнейшем реализовывала проекты реабилитации и реконструкции, в рамках которых, например, было построено 150 домов. Компания Brandix, при поддержке государственного агентства по экологии, осуществила очистку более 4 тыс. колодцев, загрязненных морской водой, находящихся на всей прибрежной полосе, пострадавшей от цунами (затраты составили около 24 тыс. долларов), предоставила полный комплекс услуг по водоснабжению новых домов, развивая и участие местного сообщества в реализации своих проектов КСО [37]. Аналогичные инициативы КСО как местных бизнес- структур, так и транснациональных / зарубежных компаний были реализованы и во время множества других чрезвычайных происшествий, таких как землетрясение 2008 г. в Китае, военные действия 2003 г. в регионе Дарфур в Судане, землетрясение и цунами 2011 г. в Японии, целый ряд лесных пожаров и ураганов в США и т. д. [38]. Многие компании при этом использовали механизм КСО, чтобы в результате интегрировать социальные интересы в свою корпоративную стратегию, а не просто сделать благотворительные пожертвования. Во время различных эпидемиологических кризисов, вызванных, например, распространением ВИЧ / СПИДа, респираторных синдромов (MERS и SARS), лихорадки Эбола и др., большую активность в расширении и практической реализации своих политик КСО проявляли фармацевтические компании. Реализуя свои проекты КСО, такие компании как, например, Pfizer, Johnson & Johnson, Merck & Co., Novartis, Sanofi и др., в качестве основной цели ставили не только необходимость создания в развивающихся странах более здоровых сообществ, но и способствование экономическому процветанию этих территорий, при этом все компании рассматривали здоровье, КСО, репутацию и устойчивость как взаимосвязанные элементы [39]. Одним из примеров долгосрочных проектов КСО, реализуемых фармкомпаниями, является, например, инициатива "Mectizan Donation" фирмы Merck & Co., начатая в 1987 г. и направленная на лечение слепоты, в рамках которой было создано лекарство, произведены инвестиции в его производство и осуществлялось бесплатное распространение препарата (в сотрудничестве с несколькими партнерами, включая Всемирную организацию здравоохранения и Всемирный банк). В результате реализации программы только за один год около 20 млн человек получили возможность пройти курс лечения и снизить риск развития данного заболевания [40]. Стремительное распространение COVID-19 по всему миру вызвало активные ответные действия компаний и усиление реализации ими КСО, независимо от их местонахождения и уровня (национального или регионального) социально-экономического развития. Не стала исключением и российская корпоративная практика в этой сфере. Так, исследование «COVID-19: трансформация корпоративной социальной ответственности во время и после пандемии»4, проведенное в 2020 г. агентствами Young Group Social и Fields4e PR, показало, что 85 % российских компаний усилили свою социально направленную деятельность в связи с пандемией и стали активнее реализовывать свои КСО-инициативы. 50 % компаний оказывали финансовую помощь, 40 % — задействовали сотрудников в качестве волонтеров, 32,5 % — выделили свои товары и услуги, а 27,5 % — запустили новые продукты и услуги для борьбы с пандемией и ее последствиями, при этом 59 % компаний комбинировали как минимум два вида помощи5. Другие многочисленные исследования также подтверждают, что большинство российских компаний активно содействовало в решении проблем, вызванных пандемией6. 3 Disaster statistics // Nation Master website. URL: http://www.nationmaster.com/graph/dis_tsu_aid_rec-disasters- tsunami-aid-recipients (дата обращения: 25.05.2022). 4 Исследование включало анкетирование 40 представителей российских компаний, интервьюирование 10 экспертов в области КСО и устойчивого развития, анализ более 70 кейсов из зарубежной и российской практики КСО. 5COVID-19: трансформация корпоративной социальной ответственности во время и после пандемии // Young Group Social, Fields4e PR. URL: https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/rbcpro_presentations/2020/75592288 7901680/presentation-9a8fdbff0f81498d9cd39297526ea766.pdf (дата обращения: 21.06.2022). 6Что делал бизнес для общества во время пандемии // Официальный сайт Агентства социальной информации, 17 февраля 2021 г. URL: https://www.asi.org.ru/news/2021/02/17/chto-delal-biznes-dlya- obshhestva-vo-vremya-pandemii/ (дата обращения: 24.06.2022). © Торопушина Е. Е., 2022 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz