Север и рынок. 2022, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 167-180. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 167-180. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ АРКТИКИ фокусировались на моделировании социально ответственной деятельности и оценке результатов. Не выходя за рамки нормативной аргументации, сторонники обеих позиций (моральноагентской и общественного договора) так и не смогли в тот период предложить бизнесу конкретных ценностных ориентиров, на которых можно было бы строить реальные управленческие процессы [21, с. 28]. В начале 2000-х гг. в результате усиливающейся глобализации, конкуренции, интенсификации экологических бедствий и катастроф концепция КСО перешла из плоскости практической деятельности компаний в приоритетные интересы правительств и гражданского общества [22], становясь все более многогранной и охватывающей не только корпоративное поведение, отношения и действия, но и общественные ценности [23]. Последовательная деятельность в области КСО стала рассматриваться с точки зрения возможности генерировать моральный капитал за счет укрепления корпоративной репутации [24], тогда как моральный капитал может действовать как социальная лицензия, форма страхования от непредвиденных рисков для корпоративного имиджа, репутации или прибыли [25]. Инвестиции корпораций в социальную сферу стали фактором усиления конкурентных преимуществ, а корпоративные стратегии, согласно концепции «создания разделяемой ценности» [26], предложенной М. Портером и М. Крамером, стали рассматриваться с точки зрения двух основных моделей КСО — «реагирующей» и «стратегической» [27]. Постепенно концепция КСО расширилась от восприятия ее как благотворительной деятельности (целью которой было удовлетворение потребностей общества и помощь, как правило, социально уязвимым группам населения) до систематической корпоративной деятельности и интенсивного взаимодействия с заинтересованными сторонами [28] на основе социальных, экономических и экологических интересов, направленных на долгосрочное устойчивое экономическое развитие и общественное благосостояние. Рассматриваемая в рамках теории заинтересованных сторон КСО [29] стала использоваться в качестве механизма компаний для управления различными акторами, оказывающими прямое или опосредованное влияние на возможность получения социальной лицензии на ведение экономической деятельности [30]. К настоящему времени КСО, понимаемая в широком контексте, включает уже множество концепций и идей, таких как корпоративная ответственность, корпоративная подотчетность, деловая этика, 2 Preliminary Damage and Loss Assessment, Yogyakarta and Central Java Natural Disaster: A Joint Report of BAPPENAS, the Provincial and Local Governments of D. I. Yogyakarta, the Provincial and Local Governments of Central Java, and International Partners. The 15th Meeting корпоративное гражданство, ответственное предпринимательство, устойчивое развитие и др. [31], а разнообразные определения понятия «корпоративная социальная ответственность» основываются на различных группах заинтересованных сторон [32], направленности (внутренней или внешней) [33], но зачастую КСО рассматривается как «дискреционное распределение корпоративных ресурсов для улучшения социального благосостояния и отношений с ключевыми заинтересованными сторонами» [34], что, по сути, отражает определение КСО, данное еще Г. Боуэном в 1953 г. [9]. Таким образом, в современном мировом научном дискурсе отсутствует не только общее определение базовой категории «корпоративная социальная ответственность», но и «единое понимание эволюции концепции КСО как процесса, охватывающего появление и развитие целой системы релевантных концепций, так называемых "альтернативных тем"» [21, с. 7]. Основным направлением развития концепции КСО стал тренд от «корпоративной социальной ответственности» к «корпоративной социальной восприимчивости» и затем к «корпоративной социальной деятельности» с вовлечением в свою сферу концепций заинтересованных сторон, корпоративного гражданства и корпоративной устойчивости, что в значительной степени проявляется в научном дискурсе (зарубежном и российском), посвященном данному вопросу. Результаты и их обсуждение История развития КСО включает огромное количество примеров реализации инициатив, проектов и программ, направленных на решение социальных проблем, возникающих в периоды различных кризисов, катастроф и бедствий. Обширна практика реализации КСО в периоды возникновения различных стихийных бедствий, таких как землетрясения, цунами, ураганы, пожары и пр. Например, в результате землетрясения, произошедшего 27 мая 2006 г. вДжакарте (Индонезия), 5716 человек погибло и около 38 тыс. получили ранения, было уничтожено более 240 тыс. домов, полностью нарушена хозяйственная деятельность местного сообщества, а экономический ущерб составил около 3,1 млн долларов [35]. Основная стратегия и политика КСО местных и зарубежных компаний, направленная на нивелирование последствий этого землетрясения, была сосредоточена на трех программных компонентах: 1) жилье и восстановление поселений, 2) общественная инфраструктура; 3) восстановление региональной экономики2. Еще один пример — азиатское цунами 26 декабря 2004 г., когда погибло около 174 тыс. человек вчетырнадцати странах. of the Consultative Group on Indonesia (CGI) Jakarta, 14June 2006, Jakarta, 140 p. URL: https://think-asia.org/bitstream/handle/11540/2453/damage- assessment-indonesia-earthquake.pdf?sequence=1 (дата обращения: 06.05.2022). © Торопушина Е. Е., 2022 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz