Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 7-22. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 7-22. ИННОВАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА ИАРКТИКИ Обобщая все случаи длительного разрыва во времени между открытием и внедрением, можно выделить четыре группы его причин: 1) месторождение открыто в третьем-четвертом «Кондратьеве», а спрос на открытый природный ресурс в мире «пробудился» лишь на пятом-шестом «Кондратьеве» (например, месторождения редкоземельных металлов — Томтор и др.); 2) неоднородные руды / нефтегазоконденсатные смеси, которые требовали настройки технологии добычи и переработки на конкретное месторождение, а унифицированные «конвейерные» технологические и организационные приемы четвертого «Кондратьева» это не умели (таковы Новопортовское, Баимское, Майское, Мессояхское месторождения); 3) сухопутная логистика, принятая в основном в четвертом «Кондратьеве», для приморских природных объектов не была оптимальной, а обеспечивать сопряженные инновации в компактной добыче, морской логистике специализированными судами усиленного ледового класса еще не умели (это касается почти всех новых проектов, которые реализуются или готовятся к реализации в современной Арктике); 4) поскольку сухопутное освоение советского Севера и Арктики всегда шло с юга, первоначально брались именно «южные» природные объекты — срок аналогичных северных, как, например, Бованенковского месторождения, наступил десятилетиями позже. Разберем более подробно случай Томтора, в котором все четыре фактора сработали на торможение, что вызвало предельный разрыв (более шестидесяти лет) между открытием и прогнозным вводом его в эксплуатацию. Проблемы здесь были связаны с необходимостью признания внедрения сразу четырех инноваций: новый ресурс для освоения, новое предельно северное место его отработки (экстремальная дислокация месторождения), необходимость в новой технологии и организации добычи (не круглогодичной, а сезонной), потребность в сложной морской логистике для вывоза концентрата. Сегодня именно с редкоземельными металлами связывается национальный суверенитет в компонентной базе для российской микроэлектроники. В послевоенном третьем «Кондратьеве» императив национальной безопасности по редкоземельным металлам еще не стоял. Позднесоветское освоение ресурсов Севера и Арктики было настроено на круглогодичную работу создаваемых здесь рудников и карьеров. Схема сезонной, с октября по апрель, отработки рудного месторождения, подходящая для Томтора9, с точки зрения советских проектировщиков означала абсолютное нарушение всех принятых канонов технологического процесса и недополучение основных экономических эффектов, на которые была настроена прежняя освоенческая система: экономия на масштабе за счет больших объемов производства, достигаемых преимущественно за счет круглогодичной загрузки. Уникальные технологии переработки томторской руды, настроенные именно под нее10, вместо массовых стандартных технологий добычи и переработки в советское время стали тормозом для освоения месторождения в 1960-1980-е гг. В СССР однозначно рассматривалась только сухопутная схема вывоза на юг, потому что морская схема всегда считалась ненадежной, рискованной и опасной ввиду труднопрогнозируемых и жестких ледовых условий трассы Северного морского пути. Однако месторождение Томтор для сухопутной логистики расположено трудно, почти на арктическом побережье. Сегодня утверждена мультимодальная схема вывоза добытого концентрата: зимник — (река) — Северный морской путь —железная дорога. Другой пример — Новопортовское нефтегазо­ конденсатное месторождение, которое было первым из открытых на полуострове Ямал, однако его разработка началась спустя пятьдесят лет. Важнейшая причина задержки — отсутствие адекватной сложным транспортно-географическим условиям логистической схемы вывоза. Строительство трубопровода до месторождения протяженностью более 700 км было признано экономически нецелесообразным. Вариант сезонного вывоза по зимнику до железнодорожной станции Паюта также не был принят ввиду ограничений пропускной способности железнодорожной инфраструктуры11. Вместо привычного южного маршрута трубопроводного транспорта предложенная «Газпром нефтью» революционная морская схема вывоза добываемого сырья через нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» у мыса Каменный решила вопрос с освоением месторождения: в новых природно­ климатических условиях, с учетом технологических возможностей пятого «Кондратьева», морская Арктика уже не является барьером для освоения приморских природных ресурсов, как это было в четвертом «Кондратьеве» 40-50 лет назад. 9 Месторождение будет отрабатываться только в зимний период 10 В современных условиях потребовалось более четырех лет, при отрицательных температурах: в теплое время года из-за таяния чтобы их найти. участок представляет собой болотистую местность с неустойчивым 11 «Газпром нефть» впервые осуществила вывоз нефти и топким грунтом, что препятствует работе техники и транспорта. с Новопортовского месторождения морским путем // Газпром нефть: В летний период будет вестись консервация месторождения сайт. URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/gazprom-neft- и откачивание воды (Три года до вскрытия: на Буранном завершилась vpervye-osushchestvila-vyvoz-nefti-s-novoportovskogo-mestorozhdeniya- геологоразведка // ЯСИА: сайт. URL: http://ysia.ru/tri-goda-do-vskrytiya-na- morskim-putem/ (дата обращения 27.06.2022). burannom-zavershilas-geologorazvedka/ (дата обращения: 27.06.2022)). © ПилясовА. Н., Цукерман В. А., 2022 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz