Север и рынок. 2022, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 137-147. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 137-147. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Стоит отметить, что с 2018 г. актуальными остались только три вида оказываемой поддержки (обеспечение дотаций с целью осуществления деятельности центров инноваций социальной сферы; предоставление субсидий на возмещение затрат по патентно-лицензионным и информационно аналитическим работам, связанным с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности в размере до 100 % от произведенных затрат заявителя; обеспечение грантовой поддержки по развитию предпринимательской деятельности до 500 тыс. рублей — субъектам малого бизнеса, со дня государственной регистрации которых прошло не более одного года). Остальные меры неактуальны в связи с изменениями стратегических целей региона. Поэтому средства федерального и регионального бюджетов, выделенные на реализацию неактуальных мер поддержки, были перенаправлены на капитализацию автономной некоммерческой организации «Мой бизнес», микрокредитной компании Вологодской области «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства» (МК ВО «ФРП») и некоммерческого партнерства «Агентство городского развития», осуществляющего льготное кредитование субъектов предпринимательства, втом числе инновационного. Однако в открытом доступе данные по распределению денежных средств АНО «Мой бизнес», МК ВО «ФРП» и НП «Агентство городского развития» в рамках государственной поддержки предпринимателей предоставлялись до 2018 г. Так, денежные средства, предоставляемые МК ВО «ФРП», выдавались субъектам предпринимательства в виде микрозайма от 30 тыс. до 1 млн рублей и займа от 1 до 3 млн рублей сроком до трех лет. Ключевыми получателями данной поддержки были производственные предприятия и компании, задействованные в сфере торговли (рис. 6). На базе НП «Агентство городского развития» был создан Гарантийный фонд, целью которого является содействие предприятиям в получении кредитов на выгодных условиях. Основная задача этой инфрастуктурной организации — выступить поручителем с условием не превышать 70 % от суммы кредитного договора. Данную финансовую поддержку получали в основном субъекты предпринимательства, занятые в торговле, — 40 % (рис. 7). Подчеркнем, что инфраструктурные организации, целью которых является стимулирование предпринимательской деятельности в регионе, сосредоточены в городах Вологде и Череповце — ключевых экономических точках области, в то время как в периферийных районах данные структуры отсутствуют, несмотря на функционирование в них порядка 40 % предприятий. Остается проблемой, что инфраструктурные организации не информируют действующие предприятия отдаленных регионов области о существующих мерах финансовой поддержки. Доказательством этого служат результаты ежегодного социологического опроса руководителей малых и средних промышленных предприятий, проведенного сотрудниками Вологодского научного центра Российской академии наук. К примеру, о реализации мер государственной поддержки осведомлены порядка 20 % предпринимателей регионов Вологодской области. В связи с этим целесообразно совершенствовать как работу инфраструктурных организаций, осуществляющих государственную поддержку предпринимателям региона, так и сам механизм с учетом существующих ограниченных условий и проблем в области получения финансовой поддержки субъектами малого бизнеса. К примеру, одним из перспективных решений совершенствования работы инфраструктурных организаций представляется создание сети центров малого бизнеса (совмещающих обучение по курсам открытия малого бизнеса, подготовку учредительных документов, регистрацию субъектов малого бизнеса, подготовку бизнес-планов, маркетинговых исследований, поиск партнеров, информационную поддержку, бухгалтерские услуги и т. д.) на локальном уровне (в регионах). Основными задачами таких центров могут быть: 1) предоставление в обязательном порядке минимально достаточного комплекса услуг субъектам малого предпринимательства, действующим на данной территории; 2) обеспечение взаимодействия предприятий и организаций, осуществляющих поддержку малого предпринимательства, а также взаимодействие с аналогичными структурами поддержки малого предпринимательства в регионе; 3) организация и проведение информационно-аналитических работ, связанных с состоянием и перспективным развитием малого предпринимательства на территории; 4) организация информационного обеспечения предпринимательской деятельности; 5) обеспечение взаимодействия между бизнесом и властью через проведение совместных мероприятий и организацию постоянного диалога между органами власти и объединениями предпринимателей при содействии структур поддержки предпринимательства; 6) популяризация идей предпринимательства среди населения совместно с органами власти. © Кузнецова Е. П., 2022 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz