Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 137-147. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 137-147. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ получения того или иного вида поддержки. Поскольку в рамках статьи приводится значительное количество аналитических и статистических данных, для большей наглядности были использованы метод статистического наблюдения и графический метод. В качестве информационной базы исследования выступили официальные сведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, а также данные реестра получателей государственной поддержки автономного учреждения Вологодской области «Бизнес-инкубатор». Результаты и дискуссия Стоит отметить, что одним из важных объектов управления экономикой северного региона является предпринимательская деятельность, которая в контексте данного исследования понимается как «вид экономической деятельности, основанный на рискованности, самостоятельной инициативе, ответственности, нацеленный на получение прибыли и развитие рыночных отношений» [12]. Предпринимательская деятельность играет значительную роль в развитии экономики северных регионов, что определяется как производством новой продукции, созданием рабочих мест, услугами для населения, так и привлечением инвестиций и пополнением регионального бюджета [13]. Также доказательной базой данного утверждения служат ранее проведенные исследования по вопросам её влияния на социально-экономическое развитие территорий [14-18]. А. Н. Пилясовым, С. П. Земцовым, С. В. Теребовой и К. А. Устиновой в рамках исследования, посвященного развитию предпринимательства в России, выявлены тенденции и проблемы состояния малого и среднего бизнеса субъектов Российской Федерации, входящих в Северный экономический район1, в условиях внешних «шоков». Они показывают, что на протяжении 2010-2019 гг. бизнес, функционирующий в этих регионах, обеспечивает рабочими местами почти четверть проживающего здесь экономически активного населения. Доля оборота малого бизнеса в общем объеме всех организаций увеличилась на 7 п. п. Доля инвестиций в основной капитал малого бизнеса выросла на 11 п. п. На наш взгляд, это свидетельствует об использовании потенциала малого бизнеса, направленного на развитие северных регионов. В то же время в этих регионах их количество снизилось на 15-30 %. С одной стороны, на увеличение доли оборота малого бизнеса в общем объеме всех организаций повлияло то, что основная часть предприятий сектора малого бизнеса (более 50 %) относится к сектору торговли и услуг, их функционирование напрямую зависело от наличия роста платежеспособного спроса населения в 2010-2019 гг. Сдругой стороны, снижение числа малых предприятий вызвано обновлением Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства иуспешной борьбой с фирмами-однодневками. Вместе с тем перед органами власти и управления субъектов Российской Федерации, входящих в Северный экономический район, стоит задача увеличить долю малого и среднего бизнеса в экономике в совокупности с остальной частью регионов России до 32,5 % к 2024 г. Эту задачу можно решить путем финансирования как новых проектов по созданию бизнеса, так и уже функционирующих предприятий с целью их дальнейшего вклада в ВРП [19]. В свою очередь, регионы, как правило, сами выбирают приоритеты в содействии предпринимательской деятельности, что в большинстве случаев проявляется не в массовой поддержке, а в точечной, то есть в поддержке сильных бизнес-структур, которые задействованы в передовых отраслях региональной экономики. Выходом из сложившейся ситуации является финансовая поддержка субъектов малого бизнеса со стороны государства [20, 21]. С нашей точки зрения, при оказании такой поддержки необходимо учитывать, что в ней нуждаются разные виды бизнеса на разных этапах развития. Поэтому и возникает потребность анализа осуществления государственной финансовой поддержки предпринимательской деятельности на региональном уровне. В целом можно заключить, что ее применение в северных регионах позволит органам власти и управления создать условия для развития предпринимательской деятельности, а предпринимателю осуществлять ее в кратко- средне- и долгосрочном периодах с целью более эффективного функционирования в условиях изменчивости состояния рынка и экономических условий, тем самым улучшая экономическое состояние региона. Основные финансовые инструменты поддержки предпринимательской деятельности на региональном уровне можно условно разделить на шесть блоков (рис. 1). 1 Северный экономический район. URL: https://www.bankgorodov.ru/econ-area/severnyj (дата обращения 21.07.2022). В данном исследовании под Северным экономическим районом понимается один из двенадцати экономических районов Российской Федерации, включающий территорию Русского Севера. Площадь территории района — 1 476 636 км2. Плотность населения — 3,5 человек / км2. Состоит из субъектов Российской Федерации: республики Карелия, Коми, Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Ненецкий автономный округ. © Кузнецова Е. П., 2022 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz