Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 137-147. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 137-147. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Введение Предпринимательская деятельность играет важную роль в функционировании социально-экономической системы северных регионов, так как субъекты предпринимательства являются источником и движущей силой инновационных преобразований, создают условия для развития отраслей экономики, обеспечивающих её диверсификацию и сбалансированность. Наряду с этим они создают для населения рабочие места, наполняют налоговыми отчислениями региональный бюджет, благоприятно влияют на рост валового регионального продукта (ВРП) и т. д. [1, 2]. Поэтому от активности предпринимательской деятельности зависят текущее состояние экономики данных территорий и дальнейшее их развитие [3]. Однако необходимо учитывать, что на предпринимательство воздействует множество факторов внешней и внутренней среды: экономические, социально-демографические, географические, экологические, политические и иные, и они оказывают как положительное, так и отрицательное влияние [4]. В действительности осуществление предпринимательской деятельности зачастую затруднительно из-за воздействия на нее отрицательных факторов [5]. При негативном их влиянии предприятиям сложно функционировать без государственного регулирования и развиваться без определенной поддержки. Поэтому возникает потребность активного участия органов власти в форме управленческого воздействия на предпринимательскую деятельность с целью обеспечения её устойчивого развития [6]. В то же время могут возникать проблемы и самого управления ею, наличие которых обусловлено неоднородностью субъектов предпринимательства, низкой эффективностью методов и инструментов, а также отсутствием единой системы оценки результативности оказываемой государственной поддержки [7]. Эти проблемы и поиск путей их решения — злободневная тема для представителей власти, предпринимательского и научного сообществ. В частности, в ряде работ ученых, посвященных вопросам управления предпринимательской деятельностью, говорится о том, что она основывается на региональных особенностях государственной политики и осуществляется путем применения различных инструментов воздействия на предпринимателей, например правовых, организационных, экономических, финансовых, социальных, информационных и др., которые могут быть как прямыми, так и косвенными [8, 9]. Наиболее часто представители науки акцентируют внимание на проблемах государственного финансирования для осуществления предпринимательских процессов. Это обусловлено недостаточностью и зачастую неэффективностью финансовой поддержки в силу несовершенства самого механизма предоставления такой помощи, в частности, непроработанности методики оценки результативности и эффективности реализации программ поддержки, алгоритма отбора субъектов предпринимательства на получение государственных денежных средств и контроля над реализацией проектов получателей поддержки и т. д. [10, 11]. Однако остается открытым вопрос исследования сегментации данной государственной поддержки. В связи с этим целью работы является систематизация и анализ реализации финансовых инструментов поддержки предпринимательской деятельности на региональном уровне (на примере Вологодской области). Для этого обозначены следующие задачи: 1) определить модель финансового механизма государственной поддержки предпринимательской деятельности на региональном уровне; 2) провести анализ инструментов финансовой поддержки предпринимательской деятельности; 3) выявить проблемы в реализации данных инструментов; 4) предложить направления по совершенствованию инструментов финансового механизма предпринимательской деятельности. Научная новизна заключается в применении количественного подхода к анализу реализации финансовых инструментов, направленных на поддержку предпринимательской деятельности в северном регионе. Идея использования данного подхода состоит в описании обозначенной проблематики путем количественных значений, извлеченных из базы статистических данных реестра получателей государственной поддержки. Методы При написании статьи применялись теоретические (сравнение, систематизация, обобщение) и эмпирические (графический, статистического наблюдения, сравнительного анализа) методы. Метод сравнения использовался для сопоставления научных трудов при изучении теоретико­ методологических аспектов рассматриваемой проблемы. С помощью метода систематизации были отобраны научные труды, изучение которых позволило выделить действенные виды инструментов финансовой поддержки, направленные на развитие предпринимательской деятельности. Применение метода обобщения позволило определить модель финансового механизма поддержки предпринимательской деятельности на региональном уровне. Эмпирические методы исследования были использованы с целью проведения анализа данных по распределению государственных денежных средств, направленных на поддержку субъектов предпринимательства, а также для выявления проблем © Кузнецова Е. П., 2022 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz