Север и рынок. 2022, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Выводы В текущих геополитических условиях, с учетом специфических особенностей регионов АЗРФ, вызовы и угрозы финансовой устойчивости становятся более существенными. Потенциальное сокращение экспортных доходов может привести к ухудшению финансового положения регионов АЗРФ, в которых велика доля экспортной составляющей и смежных отраслей. Существуют также кредитные риски для финансовых организаций и риски снижения доходов бюджета. Риски финансовой устойчивости регионов АЗРФ, обусловленные усилением санкционного режима после 24 февраля 2022 г., существенно возросли, что может угрожать невыполнением намеченных планов по социально-экономическому освоению АЗРФ или привести к сворачиванию деятельности значительного числа компаний, что в конечном счете может привести к другим неблагоприятным последствиям в экономике регионов АЗРФ. К основным рискам можно отнести спад промышленного производства, рост безработицы, как скрытой, так и официальной. Могут значительно снизиться налоговые доходы консолидированных региональных бюджетов. Анализ показывает, что наблюдаются существенные расхождения по уровню использования инструментов финансового регулирования и эффективного привлечения инвестиционных ресурсов среди регионов АЗРФ. Вызовы и угрозы санкционного характера, вызванные обострением ситуации на Украине в 2022 г. и проведением РФ специальной военной операции, могут существенно повлиять на изменение финансового потенциала регионов АЗРФ, так как усилится риск недостаточного финансирования проектов, предусмотренных программными документами, направленными на обеспечение развития регионов АЗРФ. Помимо этого, существуют риски, связанные со сложностью получения заемных средств, риски сокращения иностранных инвестиций и потери лицензионных соглашений с иностранными компаниями (для ресурсодобывающих компаний), риски, связанные с запретом на вывоз сырья, логистические риски и т. д. Макроэкономические риски и угрозы для финансового положения могут существенно возрасти и повлиять на ухудшение ситуации в краткосрочной перспективе в Республике Саха (Якутия), Красноярском крае. В среднесрочной перспективе, в случае введения отсроченных санкций, ситуация может ухудшиться в Ямало-Ненецком, Ненецком автономных округах и Республике Коми. Для остальных регионов АЗРФ в настоящее время риски изменения финансового положения не столь очевидны. В то же время обеспечение стабильного финансирования государственных программ позволяет отчасти справиться с негативными тенденциями в регионах АЗРФ и обеспечивает аккумулирование финансовых, организационных, управленческих и других ресурсов для решения приоритетных задач, направленных на развитие данной территории. Региональным органам государственной власти необходимо обратить внимание на ряд негативных эффектов, связанных с ограниченными возможностями для саморазвития территорий в долгосрочной перспективе, что обусловливается снижением инвестиционной привлекательности и возможным сокращением «дешевых» бюджетных кредитов, используемых для повышения сбалансированности региональных бюджетов. По этой причине необходимо обеспечить реализацию на региональном уровне механизма государственных гарантий, в частности инвестиционных и кредитных, ориентированных на реализацию наиболее важных с государственной точки зрения проектов. Данная мера может также положительно сказаться на финансовой устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса. Реализация государственных мер, направленных на поддержание экономически состоятельных и особо значимых проектов может стать драйвером развития регионов АЗРФ и обеспечить условия для адаптации и модернизации экономики в условиях санкционного давления со стороны ряда стран. Реализация крупных проектов требует значительного объема финансовых средств, в связи с чем целесообразно развивать систему формирования финансовых ресурсов через механизм внутренних заимствований. Источником таких ресурсов может стать фондовый рынок, банковская, страховая и пенсионные системы. Это повысит устойчивость финансовой системы в целом, позволит задействовать внутренние резервы максимально эффективно. Статья вносит вклад в развитие прикладной науки, так как в ней подробно анализируются макроэкономические риски и угрозы финансовому положению регионов АЗРФ, обусловленные усилением санкционного режима после 24 февраля 2022 г. Определены направления влияния рисков по наиболее значимым видам экономической деятельности в структуре валового регионального продукта регионов АЗРФ. Систематизация основных финансовых инструментов, направленных на привлечение инвестиций в АЗРФ, а также уточнение рисков финансовой устойчивости регионам АЗРФ позволят органам государственной власти и бизнес- сообществу выработать более приемлемый комплекс мер для минимизации последствий санкционных ограничений. Дальнейшие исследования будут включать изучение возможностей повышения финансовой устойчивости регионов АЗРФ в условиях санкционного давления со стороны ЕС, США и Канады. © Кондратович Д. Л., 2022 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz