Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Регионы АЗРФ с высоким уровнем финансового потенциала, как правило, имеют существенные прямые иностранные инвестиции, что в текущих условиях является фактором риска. Очевидно, что по итогам 2022 г. иностранные инвестиции сильно сократятся, так как значительная их часть приходилась на те государства, которые ввели в отношении РФ санкции. Соответственно, в данной ситуации поиск новых инвесторов сопряжен со значительными временными затратами. Начиная с 23 февраля 2022 г. в связи с началом спецоперации на Украине ЕС ввел уже седьмой пакет санкционных мер. Помимо персональных санкций, ЕС запретил госфинансирование торговли с Россией и инвестиции в РФ. Под финансовые и технологические секторальные ограничения попали 64 ключевые структуры РФ, ограничен доступ Правительства РФ, Центробанка России, Альфа-банка, банков «Россия», «Открытие» и Промсвязьбанка к европейскому рынку капитала, заморожены активы Центробанка России, от международной системы межбанковских платежей SWIFT отключены: ВТБ, банки «Россия», «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и ВЭБ. Запрещена продажа, поставка, экспорт в Россию банкнот, номинированных в евро, запрещено также вкладывать деньги в проекты, финансируемые совместно с Российским фондом прямых инвестиций. ЕС также ввел ограничения на экспорт в РФ навигационных и морских радиокоммуникационных технологий и др., запретил иметь деловые отношения с двенадцатью российскими компаниями, в которых государственное участие составляет больше 50 %. В их числе промышленная корпорация «Оборонпром», «Ростех», «Газпромнефть», «КАМАЗ». Однако запрет не был распространен на «операции, которые строго необходимы для покупки, импорта или транспортировки ископаемого топлива, в частности угля, нефти и природного газа, а также титана, алюминия, меди, никеля, палладия и железной руды из или через Россию в Евросоюз». При этом ЕС ввел ограничение на торговлю с Россией товарами из железа и стали. Позже в санкционный перечень включили запрет на импорт из России угля и других твердых ископаемых видов топлива, участие компаний из РФ в госзакупках в ЕС, сделки с рядом ключевых российских банков. Был запрещен экспорт в РФ полупроводников, машин и транспортного оборудования, заход российских судов в порты ЕС, осуществление деятельности транспортных компаний на территории ЕС. В июне в рамках шестого санкционного пакета включено отложенное эмбарго на морские поставки нефти (до декабря 2022 г.) и нефтепродуктов (до февраля 2023 г.) из России. Временные исключения из эмбарго предусмотрены для импорта по трубопроводам для тех государств ЕС, которые сильно зависят от поставок из РФ и не имеют альтернатив. Введен запрет на предоставление услуг российским компаниям в нефтяной отрасли. Кроме того, Сбербанк, Россельхозбанк и Московский кредитный банк были отключены от SWIFT. В июле санкционные ограничения затронули прямой и косвенный импорт, покупку или передачу золота, если оно происходит из России и экспортировано из РФ5. Из решений ЕС следует, что санкционные ограничения могут дополняться и вводиться в отношении отдельных отраслей промышленности РФ. Уже сейчас перечень ограничений оказывает существенное влияние на финансовое положение регионов АЗРФ, так как затрагивает ряд основных видов экономической деятельности, имеющих значительный вес в структуре валового регионального продукта регионов АЗРФ (табл. 8). Следует обратить внимание на то, что основным практически для всех регионов АЗРФ является такой вид экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых. Причем если проанализировать данный вид деятельности по регионам АЗРФ, то значительная их часть осуществляет добычу и транспортировку именно того сырья, на которое введены ограничения со стороны государств — членов ЕС. В этой связи уровень обеспеченности собственными бюджетными доходами даже у более благополучных регионов может существенно сократиться, а некоторые регионы рискуют перейти в разряд дотационных. Снижение роста бюджетных поступлений в регионах АЗРФ может также сопровождаться ростом совокупных расходов консолидированных бюджетов субъектов в случае, например, роста безработицы. В целом, если учитывать структуру основных видов экономической деятельности и объем прямых иностранных инвестиций, то можно предположить, что финансовое положение может существенно измениться в худшую сторону в краткосрочной перспективе втаких регионах АЗРФ, как Республика Саха (Якутия) и Красноярский край. В среднесрочной перспективе, в случае введения отсроченных санкций, ситуация может измениться в худшую сторону для Ямало-Ненецкого, Ненецкого автономных округов и Республики Коми. Для остальных регионов АЗРФ на текущий момент санкции будут иметь не столь решающее значение в изменении их финансового положения. Но, в случае продолжения введений санкций со стороны стран ЕС и ряда других стран, есть вероятность ухудшения финансового положения и этих регионов. Основными проблемами могут стать сокращение собственных доходов консолидированных бюджетов и, соответственно, увеличение дотаций со стороны федерального бюджета и снижение инвестиционной привлекательности регионов АЗРФ. 5OfficialJournal ofthe European Union. Volume 65. 21July2022. URL: https://eur- lex.europa.eu/legal-content/EN/TXr/PDF/?uri=0J :L:2022:193:FULL&from=EN (дата обращения: 21.07.2022). © Кондратович Д. Л., 2022 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz