Север и рынок. 2022, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Вероятность возникновения рисков значительна в тех регионах АЗРФ, в которых высока доля предприятий топливно-энергетического комплекса и нефтегазохимии. Причем существуют сложности и с перенаправлением на азиатский рынок продукции из-за ограниченной пропускной способности Транссибирской магистрали. Из-за ограничения экспорта отдельных видов продукции в ЕС под ударом может оказаться лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. Особенно сильно могут пострадать предприятия из таких регионов АЗРФ, как республики Коми, Карелия и Архангельская область, чья продукция отправлялась на экспорт в ЕС по железной дороге. При этом для дальневосточных и сибирских регионов ситуация не столь критичная, так как их продукция была законтрактована в КНР на несколько лет вперед [18]. Регионы АЗРФ, расположенные в сибирской и дальневосточной части РФ могут пострадать в меньшей степени из-за близости к КНР. В то же время регионы, связанные с иностранными компаниями и импортными технологиями и комплектующими, а также сервисным обслуживанием некоторых отраслей промышленности (например, нефтегазовая отрасль с высокотехнологичным оборудованием), могут иметь существенные проблемы. Для того чтобы получить более полное представление о макроэкономических рисках и угрозах финансовому положению регионов АЗРФ, необходимо проанализировать их финансовый потенциал до введения масштабных санкционных ограничений финансовой системы 2022 г. Воспользуемся достаточно подробным расчетом, приведенным в работе Р. В. Бадылевича [17], в которой представлена оценка совокупного финансового потенциала регионов АЗРФ, рассчитанная на основе данных Росстата. Таблица 5 Совокупный финансовый потенциал регионов АЗРФ (по данным 2019 г.), балльная оценка Регион Финансовый потенциал Всего бюджетно налоговый домашних хозяйств хозяйствующих субъектов кредитно финансовый Российская Федерация 12 12 12 12 48 Республика Карелия 8,8 7,9 12,4 3,8 33 Республика Коми 15,9 10,8 12,2 3,2 42,1 Архангельская область 12,2 9,7 7,5 3,8 33,3 Ненецкий АО 16,4 23,4 4,3 -2,4 41,7 Мурманская область 15 12,5 10,3 6,1 43,8 Ямало-Ненецкий АО 26,3 26 18,4 11,3 82 Красноярский край 19,6 8,5 15,9 4,9 48,8 Республика Саха (Якутия) 9,7 8,5 14,4 7,2 39,7 Чукотский АО 6,6 23,8 8,2 1,1 39,6 Примечание. Источник: Бадылевич Р. В. Оценка государственного финансового обеспечения развития Арктической зоны РФ // Фундаментальные исследования. 2020. № 9. С. 11-19. DOI: 10.17513/fr.42836 Расчеты показывают, что регионы АЗРФ можно сгруппировать в несколько групп по уровню финансового потенциала (табл. 6). Лидирующее положение в этом рейтинге занимает Ямало-Ненецкий автономный округ, который имеет один из наиболее высоких показателей уровня доходов населения, инвестиционной активности, участия кредитных институтов в финансовых процессах, а также обеспеченности собственными бюджетными доходами. Относительно неплохие показатели показывает Красноярский край, который находится на среднем уровне финансового потенциала. Остальные регионы АЗРФ имеют финансовый потенциал на уровне ниже среднего или низкий. В целом финансовый потенциал регионов АЗРФ и до введения санкций был не очень высоким и составлял 45 баллов, что ниже среднего значения по РФ [20]. В то же время можно было наблюдать и существенные расхождения по уровню использования инструментов финансового регулирования и эффективного привлечения инвестиционных ресурсов среди регионов АЗРФ. Вызовы и угрозы санкционного характера, вызванные обострением ситуации на Украине в 2022 г. и проведением РФ специальной военной операции, могут существенно повлиять на изменение финансового потенциала регионов АЗРФ, так как усиливается риск недостаточного финансирования проектов, предусмотренных программными документами, направленными на обеспечение развития регионов АЗРФ. Помимо этого, существуют риски, связанные со сложностью получения заемных средств, риски сокращения иностранных инвестиций и потери лицензионных соглашений с иностранными компаниями (для ресурсодобывающих компаний), риски, связанные с запретом на вывоз сырья, логистические риски и т. д. © Кондратович Д. Л., 2022 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz