Север и рынок. 2022, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Матрица инвестиционных преференций в арктических субъектах РФ: ТОСЭР — территория опережающего социально-экономического развития; СЗПК — соглашение о защите и поощрении капиталовложений; СПИК — специальный инвестиционный контракт; ОЭЗ — особые экономические зоны; РФРП — региональный фонд развития промышленности; ИБК — инфраструктурные бюджетные кредиты; КППК — корпоративные программы повышения конкурентоспособности; ПИП — приоритетные инвестиционные проекты; МСП — малое и среднее предпринимательство В работах некоторых российских ученых отмечается, что для регионов АЗРФ характерна высокая динамика изменений инвестиций в основной капитал во времени [15, 16], которая обусловлена началом или окончанием реализации крупных инвестиционных проектов, а также инвестиционной активностью крупнейших компаний промышленных отраслей [17]. Это свидетельствует о некотором запасе прочности, в то же время процесс привлечения инвестиций в АЗРФ сопряжен со множеством рисков, которые связаны не только со специфическими особенностями данного региона, но и с макроэкономическими факторами, включая изменение валютного курса, уровень политической стабильности, изменение темпов экономического роста, уровень инфляции и т. д. После 24 февраля 2022 г. риски существенно возросли, что может угрожать невыполнением намеченных планов по социально-экономическому освоению АЗРФ или привести к сворачиванию деятельности значительного числа компаний. Все это в конечном счете может привести к другим неблагоприятным последствиям в экономике как регионов АЗРФ, так и страны в целом. Наиболее очевидные риски представлены в табл. 4. С наибольшими сложностями могут столкнуться те регионы АЗРФ, где влияние ограничительных мер санкционного характера обуславливаются открытостью и интегрированностью в международную торговлю в силу значимых взаимных эффектов. К ним относятся регионы, в которых расположены крупные объекты нефтегазовой, а также лесной промышленности. По мнению некоторых экспертов [18], из-за санкций сильнее всего могут пострадать те субъекты РФ, в которых велика доля занятых в обрабатывающей промышленности. В меньшей степени последствия кризиса будут сказываться на арктических регионах Сибири и Дальнего Востока, которые в течение последних десяти лет установили достаточно тесные связи с Китайской Народной Республикой (КНР). К основным рискам можно также отнести спад промышленного производства, рост безработицы, как скрытой, так и официальной [19]. Могут значительно снизиться налоговые доходы консолидированных региональных бюджетов. © Кондратович Д. Л., 2022 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz