Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Таблица 1 Период действия нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение развития АЗРФ Годы Документ 2008 - 2020 Указ Президента РФ «Об основах государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утвержден Президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969) 2009 - 2025 Концепция устойчивого развития коренных и малочисленных народов Севера, Сибири иДальнего Востока России (утверждена Постановлением Правительства РФ 4 февраля 2009 г. № 132-р) 2014 - 2020 ГП «Социально-экономическое развитие АЗРФ на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2021 г. № 484) 2014 - 2025 ГП «Социально-экономическое развитие АЗРФ до 2025 года» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366) 2014 - 2030 Комплексный проект развития СМП (№ Пр-2821 от 5 декабря 2014 г.) 2020 - 2035 Указ Президента РФ «Об основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года» (утвержден Президентом РФ от 5 марта 2020 г. № 164) 2020 - 2035 Указ Президента РФ «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (утвержден Президентом РФ от 26 октября 2020 г. № 645) 2020 - 2035 Новая редакция ГП «Социально-экономическое развитие АЗРФ до 2035 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2021 г. № 484) Примечание. Источник: составлено автором по данным официального портала Правительства РФ (Государственная политика России в Арктике // Официальный портал Правительства РФ. URL: http://government.ru/rugovclassifier/465/events/ (дата обращения: 10.07.2022). Следует отметить, что ГП «Социально­ экономическое развитие АЗРФ» претерпевала существенные изменения: так, в частности, было продлено действие данного документа до 2035 г., актуализирован состав участников, подпрограммы и задачи, определены ключевые индикаторы. Конкретизированы подпрограммы, отражающие проблемы, связанные с формированием опорных зон и обеспечением их функционирования, развитием СМП, реализацией мероприятий, направленных на обеспечение судоходства вдоль арктического побережья РФ, обеспечение технологических процессов на основе разработки и внедрения современного оборудования в промышленном машиностроении, а также нефтегазовом комплексе для обеспечения эффективного освоения арктических минерально-сырьевых ресурсов. В настоящее время государственная политика в Арктике определяется двумя основополагающими документами — Указом Президента РФ «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»1 и Стратегией развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года2, в которых намечена программа действий до 2035 г. по каждому субъекту РФ и муниципалитету (МО) РФ, чья территория относится к АЗРФ. Определены стратегически значимые проекты для данных 1 Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». 2 Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». территорий. При этом в этих документах проблема влияния макроэкономических рисков и угроз, в том числе и на финансовое положение регионов АЗРФ, стала приобретать более четкие очертания. Так, до 2020 г. Арктика рассматривалась как объект для осуществления совместной деятельности всех арктических государств с возможностью кооперации в решении достаточно большого спектра проблем, возникающих в арктическом регионе. Еще в 2017 г. президент РФ заявлял об отсутствии потенциала для конфликтов в Арктике3, в 2020 г. во всех основополагающих документах вопросы национальной безопасности стали касаться обеспечения суверенитета и территориальной целостности РФ в данном регионе. Новая редакция комплексной ГП «Социально­ экономическое развитие АЗРФ до 2035 года» содержит ряд мероприятий, которые существенно отличают ее от предыдущей версии. Например, из новшеств можно выделить: приоритетность создания конкурентоспособных условий при осуществлении инвестиционных проектов; необходимость создания новых рабочих мест и привлечения трудовых ресурсов в АЗРФ, формирование в Арктике условий для устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов, а также ряд других. В бюджете предусмотрены соответствующие статьи расходов на реализацию данной ГП (табл. 2). 3 В. В. Путин. Доклад на пленарном заседании IV Международного арктического форума «Арктика — территория диалога». Архангельск, 29-30 марта 2017 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54149 (дата обращения: 10.07.2022). © Кондратович Д. Л., 2022 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz