Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Основные задачи обусловлены целью исследования и включают: систематизацию нормативно-правовой базы РФ, направленной на обеспечение развития АЗРФ; систематизацию основных финансовых инструментов для привлечения инвестиций в АЗРФ; уточнение рисков финансовой устойчивости регионов АЗРФ, обусловленных усилением санкционного режима после 24 февраля 2022 г.; определение уровня финансового потенциала и инвестиционной привлекательности регионов АЗРФ; установление наиболее значимых видов экономической деятельности в структуре валового регионального продукта регионов АЗРФ и влияния на них макроэкономических рисков. Научная новизна исследования заключается в уточнении и систематизации условий функционирования финансовой системы регионов АЗРФ в условиях макроэкономических рисков и угроз, обусловленных изменившейся геополитической ситуацией после 24 февраля 2022 г., введением масштабных санкций с целью разрушения финансового сектора экономики РФ. Материалы и методы При подготовке статьи автором применялись различные современные методы анализа: анализ научной литературы (при изучении особенностей финансового положения регионов АЗРФ), анализ нормативно-правой базы финансового обеспечения арктической политики России, методы статистического и графического анализа (при оценке финансового обеспечения АЗРФ), а также методы обобщения, сравнения, системный подход и др. В качестве нормативной базы используется комплекс документов, касающихся развития АЗРФ, в том числе: «Об основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года», «Концепция устойчивого развития коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России», новая редакция государственной программы (ГП) «Социально-экономическое развитие АЗРФ до 2035 года», «Комплексный проект развития СМП», «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» и ряд других. В качестве информационной основы исследования использованы данные Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ, официальные статистические данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ, материалы официальных порталов региональных органов власти, субъектов РФ, входящих в АЗРФ, официальная информация ЕС. Данные используются для оценки уровня рисков и угроз, влияющих на обеспечение стабильности финансовой системы, создание благоприятных условий для сохранения устойчивости региональной экономики. Использование значительного числа применяемых методов позволило получить ряд теоретических и практических результатов. Результаты и обсуждение В текущих геополитических условиях, с учетом специфических особенностей регионов АЗРФ, вызовы и угрозы финансовой устойчивости становятся более существенными. Территории, входящие в состав АЗРФ, зафиксированы в указе президента РФ от 2 мая 2014 г. На протяжении нескольких лет перечень территорий дополнялся. Первоначально в состав АЗРФ входили Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Чукотский автономные округа, полностью Мурманская область, частично Архангельская область (несколько муниципальных образований), а также Красноярский край и Республика Саха (Якутия). В 2017 г. перечень расширили за счет трех районов Республики Карелия, а в 2019 г. в состав АЗРФ включили еще три муниципальные образования (МО) Республики Коми и восемь муниципальных районов Республики Саха (Якутия). В 2020 г. перечень территорий АЗРФ пополнился двумя МО Архангельской области и тремя МО Республики Карелия [14]. Государственная политика РФ в Арктике определяется несколькими ключевыми моментами, а именно: АЗРФ как стратегическая ресурсная база страны; Арктика как зона сотрудничества и международной кооперации; обеспечение условий для сохранения экологической системы РФ; Северный морской путь (СМП) как транспортная артерия РФ в Арктике. Соответственно, реализация основных направлений государственной политики в Арктике потребовала решения ряда задач, среди которых можно выделить: создание организационных нормативно­ правовых условий обеспечения национальной безопасности в Арктике; развитие системообразующих инфраструктурных проектов; формирование комплексной инфраструктуры СМП; сохранение особых условий природопользования и обеспечение защиты окружающей среды; развитие кооперации и сотрудничества РФ с другими странами в сфере освоения арктического пространства. На протяжении длительного времени формировалась нормативно-правовая база РФ, направленная на обеспечение развития АЗРФ. Хронология принятия и период действия основополагающих документов представлены в табл. 1. © Кондратович Д. Л., 2022 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz