Север и рынок. 2022, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Рост интенсивности финансовых потоков требует более совершенного уровня организации региональных финансовых систем. Реализация крупных инфраструктурных, производственных и других проектов должна сопровождаться эффективным функционированием финансовой системы, которая призвана обеспечить рациональное использование бюджетных ресурсов и финансового потенциала территории, а также приток инвестиций и т. д. Одновременно существуют факторы, оказывающие существенное воздействие на стабильность функционирования системы, к ним относятся политическая ситуация, состояние нормативно-правовой базы, геополитические условия и ряд других. С началом проведения РФ специальной военной операции на территории Украины 24 февраля 2022 г. российская экономика и финансовая система подверглись воздействию масштабных санкций, введенных недружественными странами, в том числе со стороны Европейского союза (ЕС), США и Канады. Значительная часть ограничительных мер была направлена на финансовый сектор экономики. В этой связи возникла необходимость принятия мер поддержки финансовых институтов, сохранения финансовой стабильности, минимизации панических настроение среди кредиторов и вкладчиков, а также недопущения ажиотажных продаж российских активов. Также под удар в значительной степени попал реальный сектор экономики. Был ограничен доступ российских нефинансовых компаний к зарубежным рынкам, что в конечном счете привело к разрыву производственных технологических и логистических цепочек. Санкции затронули практически все экономические субъекты, включая экспортеров продукции и предприятий, использующих импортное оборудование или комплектующие. Особенно чувствительны санкции оказались для тех предприятий, которые осуществляют свою деятельность в АЗРФ. Это обусловлено необходимостью переориентации торговых потоков, что во многих регионах осложняется ограниченными возможностями транспортной инфраструктуры, продолжительными процедурами комплаенса, опасениями вторичных санкций со стороны иностранных контрагентов, а также сохранением неблагоприятной эпидемической ситуации в ряде стран. В то же время, благодаря высоким мировым ценам на сырьевые товары, ряд российских компаний имеет высокие показатели по росту прибыли и снижению долговой нагрузки, что в настоящее время позволяет им сохранять определенную финансовую устойчивость. В дальнейшем перспективы компаний будут зависеть от эффективности структурной трансформации российской экономики. В условиях жестких санкционных ограничений финансовое положение регионов АЗРФ будет существенно зависеть от внутренних инвестиций и государственной поддержки. Макроэкономические риски в настоящее время обусловлены геополитическими проблемами, которые оказывают влияние не только на финансовое положение регионов АЗРФ, России в целом, но и на мировую экономику. Перспективы экономического роста существенно снизились из-за проблем с поставками сырья, логистических проблем. В результате наблюдаются негативные инфляционные колебания. Глобальные риски по-прежнему оказывают значительное давление на российскую экономику из-за показателей внешней торговли. Негативные изменения, происходящие в мировой экономике, сопровождаются колебаниями цен на целый ряд продукции (нефть, газ, лес, металл и др.), которая является частью российского экспорта. В свою очередь, снижение цен на некоторые товары может привести к ухудшению финансового положения регионов АЗРФ, в которых велика доля экспортной составляющей и смежных отраслей. Сокращение доходов крупных предприятий, расположенных в АЗРФ, может неминуемо сказаться на налоговых отчислениях, что, соответственно, приведет к снижению доходов региональных бюджетов. Кредитные риски также могут оказывать значительное давление на финансовые организации региона. В целом макроэкономические риски могут оказывать определенное влияние на регионы АЗРФ, но с учетом специфических особенностей ведения хозяйственной деятельности и социально-экономического развития, а также финансовой устойчивости данной территории. К таким особенностям, как правило, относят: суровые природно-климатические условия; географическую удаленность от финансово-деловых центров; наличие значительных природных ресурсов, имеющих высокий спрос на внутреннем и внешнем рынках; низкую плотность населения; разреженность городской сети и периферийность территории; отсутствие развитой автомобильной и железнодорожной сетей, за исключением отдельных регионов; применение преимущественно сырьевой модели экономического развития и моноспециализацию населенных пунктов, на территории которых осуществляется добыча полезных ископаемых; в большинстве регионов АЗРФ освоение происходит исключительно на основе вахтового метода, отдельные территории развиваются только в целях разработки полезных ископаемых; низкий уровень добавленной стоимости во многих регионах АЗРФ. Основная цель исследования заключается в анализе актуальной нормативно-правовой базы финансового обеспечения арктической политики России и макроэкономических рисков и угроз, влияющих на финансовое положение АЗРФ. © Кондратович Д. Л., 2022 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz