Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 121-136. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 121-136. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ of the Russian Arctic in the context of macroeconomic risks and threats caused by the changed geopolitical situation after February 24, 2022 and the introduction of large-scale sanctions to destroy the financial sector of the Russian economy. The risks associated not only with the specific features of the regions of the Russian Arctic, but also macroeconomic factors are analyzed. It has been established that the regions of the Russian Arctic where the degree of influence of restrictive sanctions measures is determined by openness and integration into international trade due to significant mutual effects, are most at risk. The main risks can also include a decline in industrial production, an increase in unemployment, both hidden and official. Tax revenues of consolidated regional budgets may significantly decrease. It is concluded that a change in the macroeconomic situation can significantly affect the position of the regions of the Russian Arctic in terms of financial potential. Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, macroeconomic risks and threats, financial potential, regional development, state program "Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation". Acknowledgments: the work is supported by the Russian Foundation for Basic Research grunt 20-010-00776 "Improving the state financial regulation of the development of the regions of the Arctic zone of the Russian Federation as a basis for ensuring the economic security in the Russian Arctic" For citation: Kondratovich D. L. Analysis of the impact of macroeconomic risks and threats on the financial situation of the regions of the Russian Arctic. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 121-136. doi:10.37614/2220-802X.4.2022.78.009 Введение Финансовое положение регионов АЗРФ отражает состояние финансовой системы, включающей в себя упорядоченную систему элементов, в том числе финансовых ресурсов, необходимых для достижения определенных целей экономического развития и функционирования хозяйственной деятельности конкретной территории. Финансовая система вступает в качестве основы обеспечения формирования финансовых отношений, осуществляемых на определенной территории, и объединяет все региональные хозяйствующие субъекты в единый механизм [1]. Фактически финансовая система обеспечивает реализацию бюджетных процессов, инвестиционной и кредитной политики, определяет возможности финансирования различных программ и т. д. Финансовое положение региона во многом зависит от состояния финансового потенциала, который в значительной степени влияет на уровень развития территории, политическую ситуацию, показатели качества жизни населения, а также определяет возможности государственного регулирования социально-экономических процессов через определенный набор финансовых ресурсов, которыми распоряжаются государственные органы региональной власти [2]. Финансовый потенциал рассматривается в работах многих отечественных исследователей. Например, он может определяться такими аспектами, как региональные возможности формирования ресурсной базы для обеспечения хозяйственной деятельности, устойчивого регионального развития и реализации социальных задач; как совокупность финансовых и денежных ресурсов, которыми располагает регион, для обеспечения устойчивой экономической деятельности; как результат региональных экономических отношений [3]. Финансовый потенциал региона может рассматриваться как совокупность финансовых ресурсов, как составная часть денежного капитала, выделяемая обществом для осуществления инвестиционного процесса, а также для воспроизводства капитала [4]. То есть предлагается учитывать только те финансовые ресурсы, которые обеспечивают расширенное производство и инвестиционный процесс. При этом не учитываются финансовые потоки хозяйствующих субъектов и домохозяйств, несмотря на то что они также являются налогоплательщиками, то есть вносят свой вклад в функционирование государства. Еще один подход определяет финансовый потенциал региона как совокупность всех финансовых потоков, включающих производство товаров и услуг, инвестиционную деятельность, материальные затраты на производство товаров и услуг, федеральные, региональные и муниципальные налоги, доходы домохозяйств, расходы бюджетов различных уровней [5]. Таким образом, финансовый потенциал следует понимать, как совокупность всех финансовых потоков определенной территории, включая доходы и расходы региональных бюджетов, инвестиции и т. д. Также в зарубежных исследованиях в области оценки финансового потенциала регионов в настоящее время рассматриваются такие вопросы, как: оценка последствий глобальных трансформаций в финансовой сфере для европейских стран и городов [6]; формирование долгосрочных прогнозов региональной финансовой устойчивости [7]; поиск точек роста региональной финансовой системы [8]; определение подходов к осуществлению процесса принятия решений при выборе мер финансовой политики [9]; оценка влияния финансовой политики на развитие инноваций как фактора повышения экономической устойчивости стран [10]; мультипликативные эффекты от применения финансовых инструментов в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [11]; факторы влияния налогово-бюджетной и финансовой политики на модернизацию региональной промышленной структуры [12]; влияние науки, технологий и финансов на промышленное производство [13]. © Кондратович Д. Л., 2022 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz