Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 7-22. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 7-22. ИННОВАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА ИАРКТИКИ инфраструктуру. Новый технологический уклад в Арктике способен обеспечить не только рост объемов перевозки грузов и информационных потоков, но и рост скорости движения потоков, а также пропускной способности инфраструктурных каналов. Создание цифровых двойников реальных процессов и использование технологий искусственного интеллекта невозможны без скоростного и гарантированно устойчивого интернета. «Физической» опорной инфраструктурой нового технологического уклада выступает Северный морской путь, в целом арктическая морская транспортная система, которые обеспечивают движение ресурсов и комплектующих модулей с внешних рынков на ресурсные проекты Арктики. Единая платформа цифровых сервисов (осуществляется госкорпорацией «Росатом» в рамках инициативы социально-экономического развития РФ до 2030 г. «Круглогодичный Северный морской путь»7) станет центральным элементом цифровой экосистемы Северного морского пути. Одновременно осуществляются и другие усилия на государственном и корпоративном уровнях по созданию устойчиво работающей опорной подводной и воздушной телекоммуникационной инфраструктуры нового технологического уклада в Арктике [15]. Речь идет о прокладке трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи «Полярный экспресс» от Териберки в Мурманской области до Владивостока через Амдерму, Диксон, Тикси, Певек, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. Почти столетняя ретроспектива хозяйственного освоения Арктики и Севера, выполненная впервые в логике смены технологических укладов (технико-экономических парадигм), позволяет обозначить особенности каждого из них (с третьего до прогнозного шестого) — табл. 1. Важнейшая специфика районов Арктики и Севера на фоне общероссийских закономерностей привносится природной средой, природными ресурсами и технологическими особенностями их использования на каждом «Кондратьеве». Каждый технологический этап выдвигал на авансцену свои фронтирные территории Арктики, свои виды природных ресурсов для освоения, опирался на свои суперструктуры освоения и опорную инфраструктуру, формировал свои территориальные структуры освоения, уникальные горизонтальные и вертикальные ресурсные цепочки, переопределял по-новому выбор между централизованными и децентрализованными решениями, например, в области энергообеспечения новых ресурсных проектов. И если на четвертом «Кондратьеве» масштабно действовал эффект Джека Лондона [16] с опорой на ранее созданную инфраструктуру, то на пятом его проявление было менее заметно ввиду перехода корпораций на радикально новые схемы обустройства и логистики проектов. Ресурсные кризисы как катализаторы перехода к новому технологическому укладу старо­ промышленных территорий Арктики Ресурсные территории имеют яркую специфику в предпосылках перехода к новому технологическому укладу. Если для освоенных районов таким драйвером выступают кризисы перепроизводства, падающая отдача от старых технологий ключевого, знакового обрабатывающего производства (например, конвейерного), то для добывающих территорий Арктики стимулом для революционной технологической трансформации выступают ресурсные кризисы, то есть естественное истощение тех природных активов и якорных месторождений, на уникальности которых были выстроены основные производственно-технологические системы добычной промышленности прежнего уклада. Ресурсный кризис является резким нарушением пропорциональности развития двух подсистем местной инновационной системы: исследовательской подсистемы накопления нового знания о ресурсах и запасах природных ресурсов и эксплуатационной подсистемы добычи природных ресурсов. Статистически это выражается в нарушении соответствия между приростом запасов в «знаниевой подсистеме», работа которой обеспечивается усилиями геологов, геофизиков, геохимиков и т. д ., и погашением запасов в эксплуатационной добычной подсистеме, работа которой обеспечивается усилиями горняков, нефтяников, металлургов. Невозможно восстановить этот баланс в рамках действующей технико­ экономической парадигмы. Поэтому усилия самых талантливых профессионалов из числа местных геологов, горняков, инженеров обычно ни к чему не приводят: рацпредложения только отодвигают неизбежное обрушение добычи, а радикальные предложения отвергает сама сложившаяся технико-экономическая система, заинтересованная в сохранении статус-кво. 7 Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 2816-р «Инициатива социально-экономического развития РФ до 2030 года "Круглогодичный Северный морской путь"». © ПилясовА. Н., Цукерман В. А., 2022 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz