Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 99-111. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 99-111. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Таблица 5 Характеристики моделей множественной регрессии Показатель и его значение Линейная модель Нелинейные модели Модель 1 Модель 2 (логлинейная) Модель 3 (полулогарифмическая) F statistic max 52321,410 1243,616 10499,550 p-value F statistic Модель должна быть значима «в целом» 0,00002 0,0008 0,0001 Скорректированный коэффициент детерминации max 1,000 0,999 1,000 Информационный критерий Акайка min -23,554 -86,499 -103,563 Информационный критерий Шварца min -22,998 -85,943 -103,007 Тесты на остатки Некоррелируемость ошибок (тест Дарбина —Уотсона) p-value >а p-value =0,112 p-value =0,475 p-value =0,298 Гомоскедастичность (тест Бреуша — Пагана) p-value >а p-value =0,539 p-value =0,534 p-value =0,710 Нормальность распределения (тест Шапиро —Уилка) p-value >а p-value =0,677 p-value =0,706 p-value =0,485 пороговый уровень статистической значимости (1, 5, 10 %). Примечание. Составлено автором; а — Таким образом, результатами анализа подтверждается вывод о том, что заложенные в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий Вологодской области» показатели окажут гораздо меньшее влияние на сохранение и увеличение численности населения, чем показатели, ориентированные на развитие сельской экономики. Соответственно, перед научным сообществом и органами государственной власти региона ставится вопрос о необходимости пересмотра набора целевых показателей и приоритетов развития села. Обсуждение и заключение Как свидетельствует проведенный анализ, достижение основной цели программы комплексного развития сельских территорий — сохранение сельского населения — зависит от решения не только социальных, но и имеющихся экономических проблем. В связи с этим, целесообразно интегрировать в госпрограмму дополнительные инструменты и мероприятия, направленные на повышение уровня занятости на селе, развитие предпринимательства (в том числе в сельскохозяйственной и не связанной с ней деятельности, что особо важно для северных регионов России со сложными природно-климатическими условиями), привлечение на село молодых, инициативных людей и т. д. Отметим, что ряд потенциальных мер и направлений развития сельской экономики получили отражение в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. В их числе: всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, в том числе развитие ремесел и сельского туризма, организация и снятие административных барьеров для сбыта продукции через рынки, облегчение доступа к природным, в том числе земельным, материальным, финансовым и информационным ресурсам, поддержка деятельности консультационных центров и развитие инфраструктуры, позволяющей населению получать достойный доход. Однако в госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий» большая часть из них оказалась фактически проигнорирована. Как мы полагаем, наряду с реализацией указанных в обозначенной выше стратегии мероприятий, целесообразно рассмотреть возможность реализации мер, направленных на формирование единого сельско-городского пространства, повышение в первую очередь экономической, институциональной, социальной связности города и села. В данном случае мы исходим из понимания сельских территорий как важной и неотъемлемой части социально-экономического пространства региона, выполняющей первостепенные народнохозяйственные функции (производственную, социальную и другие). В качестве мер активизации и стимулирования сельско-городского партнерства могут быть предложены (на основе опыта зарубежных стран): выделение субсидий муниципальным образованиям © Патракова С. С., 2022 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz