Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 99-111. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 99-111. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Таблица 1 Позиции Вологодской области среди субъектов СЗФО, Северного экономического района, Северо-Западного макрорегиона Показатель СЗФО Северный экономический район Северо-Западный макрорегион Число сельских населенных пунктов, единиц по данным на 2010 г. 2/11 1/6 2/8 Доля сельского населения в общей численности населения, % по данным на 2020 г. 4/11* 1/6 4/8 * 4/11 и т. п. означает, что Вологодская область занимает 4-е место среди 11 субъектов по данному показателю. Применение. Источник: данные Росстата и Всероссийской переписи населения 2010 г. С 2020 г. основным инструментом развития сельских территорий области стала государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий Вологодской области на 2021-2025 годы»4 (утверждена постановлением Правительства Вологодской области от 26 октября 2020 г. № 1267, реализуется в рамках госпрограммы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»). Целями региональной госпрограммы определены сохранение численности сельского населения Вологодской области и повышение качества и уровня жизни граждан, проживающих на селе. В числе ключевых задач, направленных на достижение целей, обозначены: 1) стимулирование развития строительства (приобретения) жилья на сельских территориях посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, и на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, предоставляемого по договору найма; 2) повышение обеспеченности агропромышленного комплекса (АПК) квалифицированными специалистами посредством предоставления единовременных выплат специалистам комплекса и ежемесячных денежных выплат студентам, а также предоставления субсидий на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части фактически понесенных затрат по заключенным с работниками ученическим договорам и договорам о целевом обучении и части фактически понесенных затрат, связанных с оплатой труда и проживанием студентов, привлеченных для прохождения производственной практики; 3) повышение уровня комплексного обустройства сельских территорий и сельских агломераций области посредством предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований области на развитие 4 В 2020 г. являлась подпрограммой госпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы» и имела несколько иные задачи и целевые показатели. При этом нельзя не отметить, что плановые значения показателей подвергались изменению. Так, если план по обработке © Патракова С. С., 2022 транспортной инфраструктуры на сельских территориях, на благоустройство села, на разработку и реализацию инициативных проектов комплексного развития сельских территорий; 4) предотвращение выбытия используемых земель сельскохозяйственного назначения посредством выделения субсидий бюджетам муниципальных образований на проведение мероприятий по предотвращению распространения сорного растения борщевик Сосновского и на оформление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности. Для мониторинга достижения целей и реализации каждой из задач определены целевые показатели, из которых в 2021 г. один не достиг планового значения, четыре — достигли, но три из них по предварительным данным. Нельзя не отметить и тот факт, что часть показателей госпрограммы была изначально занижена: например, в 2018-2019 гг. соотношение располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств уже превышало плановое значение на 2021-2025 гг. (80 %; табл. 2). Как свидетельствует анализ содержания, целевых показателей госпрограммы, по своей наполненности она направлена преимущественно на развитие социальной сферы села, благоустройство сельской местности, обеспечение объектами социальной, инженерной инфраструктуры и т. д. Непосредственное развитие сельской экономики оказалось практически вне поля ее прямого регулирования: на развитие реального сектора экономики, а именно АПК, в госпрограмме прямо направлены только мероприятия по развитию трудового потенциала села. Отмеченные мероприятия, с одной стороны, без сомнений, способствуют развитию АПК, с другой стороны, они консервируют сложившуюся аграрную специализацию села, ограничивают возможности развития новых (несельскохозяйственных) видов деятельности и, соответственно, диверсификацию сельской экономики. земельных участков от сорного растения борщевик Сосновского в сравнении с первоначальным значением целевого индикатора в 2020 г. был выполнен только на 62,8 %, то после внесения корректировок (снижения планового значения) — на 101,1%. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz