Север и рынок. 2022, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 4. С. 99-111. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 4, pp. 99-111. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Между тем нельзя сказать, что проблемы сельских территорий не замечались или игнорировались органами власти: с 2000-х гг. в России реализуются соответствующие государственные программы, проекты (федеральные целевые программы «Социальное развитие села» на 2003-2018 гг. и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», проекты «Земский доктор» и «Земский учитель» и др.). Соответственно, в условиях сохранения и усиления остроты сельских проблем возрастает актуальность и значимость проведения исследований, посвященных анализу, оценке результативности реализации программ, проектов развития сельских территорий России. Примером подобных работ могут служить исследования [11-13], раскрывающие упущения и недостатки, проблемы, риски реализации новой государственной программы комплексного развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2025 г. Однако обзор научной литературы свидетельствует о том, что лишь в немногих работах российских ученых анализируется ход реализации государственной программы на региональном уровне, исследуется соответствие избранных показателей, поставленных целей и задач развития сельских территорий специфике, проблемам социально-экономического, пространственного развития субъектов. В связи с этим проведенный нами критический анализ государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» на материалах Вологодской области имеет особую значимость для органов государственной и региональной властей, позволяет обосновать необходимость частичной корректировки ее приоритетов, целевых показателей, мероприятий в отношении северных регионов России. Материалы и методы Методологическую основу исследования составили труды ученых в области пространственной, региональной экономики, экономики сельских территорий, информационную основу — данные Росстата, органов государственной власти Вологодской области, результаты социологических и экспертных опросов Вологодского научного центра Российской академии наук. Применялись общенаучные (контент-анализ научной литературы, анализ и синтез) и специальные методы экономических исследований. Так, в целях оценки степени влияния на численность сельского населения Вологодской области индикаторов, заложенных в региональной госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий»3, был проведен эконометрический анализ с использованием программных продуктов R-Studio и MS Exel по следующим этапам: 1) отбор независимых переменных, потенциально оказывающих влияние на численность сельского населения (для целей исследования были использованы показатели как заложенные в госпрограмме, так и не нашедшие в ней непосредственного отражения), проверка их на мультиколлинеарность; 2) построение нескольких спецификаций модели множественной регрессии, выбор лучшей из них с опорой на значения скорректированного значения детерминации, F-статистики, информационных критериев Акайка и Шварца; 3) подтверждение или опровержение гипотезы о наличии прямого положительного влияния заложенных в госпрограмме показателей на численность сельского населения. Результаты Вологодская область является одним из субъектов Северо-Западного федерального округа РФ (СЗФО; в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849), Северного экономического района (в соответствии с Общероссийским классификатором экономических регионов ОК 024-95, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 27 декабря 1995 г. № 640) и Северо-Западного макрорегиона (согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации). Для области характерны большинство специфических черт северного региона: разреженность сети поселений, сравнительно сложные природно-климатические условия, наличие значительных запасов природных ресурсов и т. п. Бренд «Вологодская область — Душа Русского Севера» также отражает национальный, культурный характер северного региона. По доле сельского населения в общей численности постоянного населения и числу сельских населенных пунктов (табл. 1) регион занимает ведущие места среди субъектов отмеченных макрорегионов. Соответственно, развитие сельских территорий является одним из приоритетных направлений региональной политики территориального развития Вологодской области. 3 Непосредственной целью госпрограммы заявлено сохранение численности сельского населения области, повышение качества и уровня жизни граждан, проживающих на селе. © Патракова С. С., 2022 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz