Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 87-103. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 87-103. ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Налогообложение. При формировании налоговой базы населения для учета региональной специфики предлагается использовать уровень прожиточного минимума, например, в качестве необлагаемого минимума. Его учет обеспечит социально справедливое перераспределение доходов между различными слоями населения, нивелирует межрегиональные диспропорции, вызванные разным уровнем стоимости жизни индивида в конкретном регионе, и положительно отразится на формировании финансово-инвестиционного потенциала. Особенно важен этот механизм для регионов первой и второй групп с низкими доходами населения. Увеличение дохода населения расширит возможности формирования финансово­ инвестиционного потенциала. Институциональный механизм. Рост финансово­ инвестиционного потенциала домохозяйств определяется не только размером дохода и сбережений, но и наличием финансово­ инвестиционной инфраструктуры. Этот механизм актуален для третьей группы регионов, обладающей доходами, но отличающейся низкой вовлеченностью в инвестиционные процессы. Наращивание финансово­ инвестиционного потенциала предполагает использование услуг финансовых посредников, в первую очередь банковских учреждений. Широкое использование услуг и ресурсов банков в арктических и северных регионах в последние годы ограничивается в том числе и из-за сокращения их общего количества на территории этих регионов [35]. Финансовая инфраструктура может развиваться за счет удаленной идентификации клиента и дистанционных финансовых сервисов для компенсации ограниченного физического доступа к финансовым услугам в регионах, территориально удаленных от центров. Нормативно-законодательное обеспечение. Представляется целесообразным разработать на федеральном уровне (с последующим внедрением на региональном уровне) комплексную программу «Активизация процессов конверсии сбережений в инвестиции в России и ее регионах», сочетающую меры по стимулированию этапа формирования сбережений и их трансформации в инвестиции. Необходимость разработки данного документа подтверждается ситуацией, складывающейся в сберегательной сфере всех северных и арктических регионов, а именно наличием значительных объемов неорганизованных сбережений и низкой степенью интеграции средств населения в региональный инвестиционный процесс. Финансово-кредитный механизм. Расширение перечня финансовых инструментов необходимо для населения всех групп регионов с учетом сезонности формирования и мотивации создания сбережений (переселение с севера, отпуск, санаторно­ курортное лечение и т. д.). Из северных и арктических регионов население стремится переехать в более благоприятные для проживания регионы, где уровень цен на жилье немногим отличается, а уровень доходов населения в некоторых регионах Севера имеет практически те же показатели, что и в большинстве регионов Центральной России. Наибольший отток населения отмечается в Мурманской области, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах (порядка 65-80 % выбывших). Механизм зеленого инвестирования. Привлечение денежных средств населения для развития экофинансового сектора регионов Севера и Арктики посредством зеленых кредитов, зеленых облигаций, фондов зеленых инвестиций. В арктических и северных регионах РФ экологическая составляющая является одним из главных приоритетов стратегии развития в связи с высокой уязвимостью их природной среды ввиду деятельности большого количества крупных предприятий-холдингов добывающей и обрабатывающей промышленности. Активное участие в использовании инструментов данного механизма может принять население из четвертой группы регионов, поскольку обладает значительными финансовыми возможностями. Заключение По итогам проведенного в рамках данной статьи исследования особенностей формирования, использования и наращивания финансово­ инвестиционного потенциала домохозяйств северных и арктических регионов можно сделать следующие выводы. 1. Выявлено изменение структуры использования доходов домохозяйств в северных и арктических регионах, в первую очередь, между потребляемой и накопляемой частями в сторону роста потребительских расходов при сохраняющемся формировании сбережений в объемах, превосходящих средний размер сбережений по стране. 2. Установлено продолжающееся сокращение сберегательной активности населения с преобладанием неорганизованных форм сбережений и усиление концентрации регионов в две модели сбережений («Компенсация рисков» и «Утомленные жизнью») с растущим фактором предосторожности или формирования сбережений на черный день. 3. Система мер по повышению инвестиционной активности населения должна включать меры как по повышению общего благосостояния домохозяйств, так и по развитию институциональных условий, обеспечивающих трансформацию сбережений в инвестиции. 4. Определено, что на формирование финансово­ инвестиционного потенциала домохозяйств можно © Чапаргина А. Н., 2022 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz