Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 87-103. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 87-103. ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Авторский методический подход к исследованию сбережений населения на региональном уровне предполагает: использовать соотношение показателей по региону со среднероссийскими значениями, относить к регионам с высоким доходом или сберегательной квотой регионы, в которых эти показатели превышают двукратный средненероссийский уровень. На основе факторов, определяющих современные сберегательные процессы, выделены четыре модели сбережений для арктических и северных регионов, представленных в форме матрицы: Квадрат А: «Бюргерский тип сбережений» характерен для регионов со значительной социально-экономической стабильностью, имеющих доходы и сбережения, превышающие двукратный среднероссийский уровень. Квадрат В: «Общество потребления» — стабильные регионы с высоким уровнем годовых доходов (превышающим в два раза среднероссийский уровень), но с низким уровнем сбережений. Квадрат С: «Компенсация рисков» объединяет регионы с элементами экономической, финансовой или политической нестабильности, отличающиеся умеренным уровнем доходов (не превышающим в два раза среднероссийский уровень), с достаточно высокой сберегательной квотой. Квадрат D: «Утомленные жизнью» — регионы с небольшими доходами и небольшой сберегательной квотой. Для того чтобы оценить инвестиционную активность и реализацию потенциала, заложенного в частных сбережениях населения северных и арктических регионов, были рассчитаны два показателя: инвестиционная активность населения и уровень реализации инвестиционного потенциала домохозяйств. Данные показатели были разработаны автором совместно с Г. В. Кобылинской и представлены в работе [28]. Расчетные показатели анализировались с учетом среднедушевого дохода населения в регионе. Показатель инвестиционной активности населения — это соотношение организованных сбережений и реальных доходов населения, а уровень реализации финансово-инвестиционного потенциала — сопоставление показателя инвестиционной активности с общим объемом сбережений домохозяйств. Результаты исследования и их обсуждение При исследовании финансово-инвестиционного потенциала домохозяйств и механизмов его наращивания первостепенным является исследование сберегательного поведения населения, уровня доходов и его возможностей для сбережений. Среднедушевые денежные доходы населения в абсолютном выражении за последнее десятилетие выросли как в целом по России, так и во всех северных и арктических регионах (рис. 1), однако ситуация в сфере доходов по отдельным регионам дифференцирована. Так, в 2021 г. в регионах, полностью отнесенных к Арктической зоне РФ, а именно Чукотском (97 358 рублей), Ямало-Ненецком (96 007 рублей) и Ненецком (85 193 рублей) автономных округах, уровень доходов был выше среднероссийского (40 040 рублей) в два и более раз. При этом, например, Мурманская область, хотя и полностью относится к Арктике, отличается среднедушевым доходом населения, сопоставимым по величине со среднероссийским (в 2019 г. —43 915 рублей, в 2020 г. — 46 355 рублей, в 2021г. — 51 166 рублей) [29]. Минимальным доходом обладало население Республики Тыва (в 2019 г. — 16 413 рублей, в 2020 г. — 18 972 рублей, в 2021 г. — 20 041 рублей), который был ниже среднероссийского практически в два раза. Доходы домохозяйств определяют ресурсные возможности для формирования и наращивания финансового и инвестиционного потенциалов, а также для удовлетворения потребностей. Изолированный анализ среднедушевых доходов населения не позволяет справедливо судить о повышенном уровне доходов во всех северных и арктических регионах. В исследуемый период позиции регионов по доходам и созданию базы для финансово-инвестиционного потенциала оказались разными: в одних основа для создания сбережений весьма высока, в других — с каждым годом сокращается и приближается к средней по стране. Оценивая доходы домохозяйств как основу для финансово-инвестиционного потенциала, необходимо учитывать стоимость жизни в исследуемых регионах, для измерения которой российское законодательство в качестве инструмента допускает использовать региональный прожиточный минимум (минимально приемлемый социальный стандарт потребления). Корректировка среднедушевых доходов населения на величину регионального прожиточного минимума компенсирует расхождение регионов со среднероссийским уровнем показателя по сравнению с тем, как это наблюдается для среднедушевых доходов населения (рис. 2). Снижение покупательной способности доходов сдерживает процесс формирования финансово­ инвестиционного потенциала в секторе домохозяйств. © Чапаргина А. Н., 2022 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz