Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 56-69. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 56-69. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Как уже упоминалось ранее, ширина пограничной зоны определяется индивидуально для каждого участка границы и закрепляется в приказах ФСБ. Граница между Россией и Республикой Беларусь долгое время оставалась самой прозрачной, что связано с установившимся дружественным характером взаимодействий, а пограничная зона не устанавливалась вовсе. Однако в 2016 г. эта позиция была пересмотрена с учетом подписания президентом Белоруссии указа о безвизовом режиме для граждан восьмидесяти государств. Так, на участке границы, относящейся к Себежскому, Невельскому и Усвятскому районам Псковской области, появилась пограничная зона. Калининградская область с точки зрения пограничного контроля и приграничных взаимодействий занимает в Российской Федерации особенное место, и связанно это с ее эксклавностью. Интересно, что наряду с исследованиями, которые обосновывают риски, связанные с этим уникальным географическим положением, существуют и работы, рассматривающие эту эксклавность как фактор Рис. 2. Пределы пограничной зоны в Псковской (а) и а: 1 —1993 г.; 2 —2004 г.; 3 —2016 г.; б: 1 —2013 г. развития [11]. Регион не имеет общих границ с другими субъектами РФ и граничит с Литвой и Польшей (рис. 2). Степень интенсивности приграничных взаимодействий для этой части границы также не была постоянной. Например, для участка границы между Калининградской областью и Польшей в период с 2011 по 2016 гг. действовал режим местного приграничного передвижения. Этот режим формировал дополнительные возможности для всех видов сотрудничества, но в первую очередь его введение преследовало экономические цели. Действие этого режима было приостановлено по инициативе Польши. Следствием этого политического решения стало резкое сокращение приграничных взаимодействий, что привело к существенному экономическому ущербу, в большей степени, по оценкам специалистов, для приграничных территорий Польши, которые являются одними из самых бедных в Европейском союзе [12, с. 93]. ПОЛЬША б й (б) областях: Как можно увидеть на рис. 3, пограничная зона Республики Карелия изменялась наиболее интенсивно. Связано это было с различными векторами в международных отношениях между Советским Союзом, а затем Россией с приграничной Финляндией и Европой в целом. Здесь важно упомянуть, что в более ранние периоды не только пограничная зона, но и сама граница менялась, определенные территории переходили от одной стороны к другой. В рамках этой работы мы не будем останавливаться на описании этих процессов, хотя это, безусловно, интересная тема. В контексте исследования авторам кажется более интересным рассмотреть процессы изменения пограничной полосы и сопутствующие ей эффекты для Республики Карелия как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Так, например, пределы пограничной зоны до 1982 г. стали не только зоной вдоль так называемого «железного занавеса», но и основой для формирования и сохранения сети природных особо охраняемых территорий по обе стороны границы Европейского Севера — Зеленого пояса Фенноскандии. Специалисты Карельского и Кольского научных центров отмечают, что низкая антропогенная нагрузка в течение длительного периода на этой территории помогла сохранить природные объекты [13], которые в настоящее время являются фактором социально-экономического развития, в том числе за счет использования капитализации природных ресурсов на основе развития туризма и рекреации [14-16]. © Васильева А. В., Морошкина М. В., 2022 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz