Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 56-69. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 56-69. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ предупреждающей перенос и распространение опасных заразных болезней (статья 19). Статьей 20 закона о Государственной границе формулируется специфика содержания и использования маломерных судов. Так, например, кроме обязательной регистрации, учета и хранения на пристанях, причалах, в других пунктах базирования, все перемещения происходят по предварительному информированию пограничных органов. Кроме этого, возможна лимитация времени выхода и пребывания на водных объектах. Также может ограничиваться время удаления от пунктов базирования и берегов. Существует перечень специальных видов деятельности в пределах пограничных рек, озер и других водных объектов, для которых также предусматриваются процедуры предварительного согласования и уведомления. К таким видам деятельности относятся промысел, исследования, изыскательская и другая деятельность (статья 21). Сделаем оговорку, что существует перечень участков (районов) внутренних морских вод Российской Федерации и участков (районов) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, в пределах которых не устанавливается пограничный режим6. Еще один важный регулирующий документ — распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2008 г. № 907-р «Об утверждении перечня видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации»7. Пункты пропуска — места, где можно законно пересекать границу государств. Они разделяются на автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские, речные (озерные) и пешеходные. Деятельность в пределах пунктов пропуска существенно ограничена. Как правило, она представлена перечнем, включающим в себя виды работ, связанных с поддержанием функционирования самих пунктов пропуска (строительные работы, техническое обслуживание и ремонт зданий, уборка и пр.) и оказанием услуг гражданам, пресекающим границу (услуги связи, банковские услуги, услуги по компенсации суммы налога на добавленную стоимость физическим лицам, розничная торговля товарами в помещениях магазинов беспошлинной торговли, деятельность по организации общественного 6 Об определении участков (районов) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70100/ (дата обращения: 07.04.2022). 7Перечень видовхозяйственной иинойдеятельности, которыемогут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации 24 июня 2008 г. № 907-р. URL: https://base.garant.ru/784219/. © Васильева А. В., Морошкина М. В., 2022 60 питания, гостиничные услуги). Перечни видов деятельности для разных видов пунктов пропуска различны, в аэропортах он наиболее исчерпывающий. Специфика институционального порядка регламентирует существенный список ограничений для ведения хозяйственной деятельности на приграничных территориях. Разберем наиболее значимые, на наш взгляд, правовые аспекты. Например, в Земельном кодексе Российской Федерации ограничиваются права иностранных лиц, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на обладание земельными участками, которые относятся к приграничным территориям8. Перечень этих территорий утвержден указом Президента Российской Федерации. Он включает в себя 380 муниципальных образований, районов и округов9. Такие ограничения могут негативно влиять на процессы привлечения иностранных инвестиций. На основании предложенных методических подходов, реализованных через экономические и географические оценки, рассмотрены приграничные регионы Российской Федерации. Как было сказано ранее, территории, прилегающие к границе, характеризуются различным уровнем социально­ экономического развития. Географическое расположение также оказывает влияние на регионы, уровень воздействия определяется различными факторами, к которым можно отнести уровень экономического развития соседнего государства, уровень активности международного сотрудничества, активность региональных властей и т. д. Приграничные регионы СЗФО в контексте всех остальных приграничных регионов России характеризуются средним уровнем экономического развития. Мурманская и Ленинградская области демонстрируют показатели выше средних значений, что определяется в первом случае наличием выхода в Мировой океан, а во втором — эффектом слияния с Санкт-Петербургом — городом федерального значения. В рамках оценки развития приграничных регионов был рассмотрен ряд социальных и экономических показателей для проведения сравнительного анализа. В результате сопоставления и проведения ранговой оценки исследуемых территорий и рассматриваемых показателей все приграничные регионы были проранжированы (табл. 1). 8 Земельный кодекс Российской Федерации // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения: 07.02.2021). 9Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками // Гарант: информационно­ правовое обеспечение: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/12181778/ (дата обращения: 07.02.2022).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz