Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 56-69. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 56-69. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Результаты и обсуждение В работе рассматриваются основные нормативные источники. Один из них — Закон «О Государственной границе Российской Федерации»1. В документе представлен понятийный аппарат. Государственная граница Российской Федерации —линия, определяющая пределы государственной территории Российской Федерации. Другим значимым с точки зрения настоящей работы объектом данного закона выступает пограничная зона, которая устанавливается в пределах территориальных образований, прилегающих к Государственной границе на суше и морском побережье, по берегам водных объектов (рек, озер и т. д.), а также в пределах данных водных объектов. С точки зрения управленческих подходов важно отметить, что в законе закрепляются некоторые полномочия органов как регионального, так и местного самоуправления. Например, муниципалитетам позволяется исключать отдельные территории населенных пунктов, поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, проведения религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан, проживающих в пограничной зоне. Данное обстоятельство является существенным ввиду действующих в пограничной зоне режимов, которые ограничивают въезд (проход), временное пребывание и передвижение лиц и транспортных средств, регламентируют хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно­ политических, культурных и других мероприятий2. Кроме физического наличия пограничной зоны, важной характеристикой является ее ширина. Закон не регламентирует этот параметр однозначно, но оговаривает, что ширина определяется с учетом отношений Российской Федерации с сопредельным государством. На отдельных участках пограничная зона может вовсе отсутствовать (например, участок границы с Республикой Беларусь до 2016 г.) или могут формироваться особые режимы, как на границе Калининградской области и Польши. Вышеупомянутые примеры будут описаны более детально далее. Для приграничных субъектов Российской Федерации ширина пограничной зоны определяется индивидуально по приказам Федеральной службы безопасности (ФСБ) Российской Федерации. Обычно она составляет не больше чем пять километров. Российские и иностранные граждане могут перемещаться и вести экономическую деятельность в пределах пограничной зоны, но с некоторыми лимитациями3. В случае если россиянин не проживает и, соответственно, не имеет регистрации в пограничном населенном пункте, ему необходимо заранее получить соответствующий пропуск. Документ оформляется в региональном пограничном управлении ФСБ через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Оплата за пропуск не предусматривается. При этом транзитные перемещения по приграничной территории можно осуществлять и без пропуска. Если речь идет об иностранном гражданине, то пропуск оформляется по такой же процедуре, но в другие сроки (15 и 30 дней соответственно для российских и иностранных граждан). Кроме пограничной зоны существует перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение (например, территории закрытых административно­ территориальных образований, территории закрытых военных городков и пр.)4. Зачастую эти стратегические объекты размещены на приграничных территориях. Рассмотрим некоторые положения нормативных источников, которые регулируют особенности приграничных хозяйственно-экономических практик. В законе о Государственной границе есть ряд статей, которые связаны с ограничительными аспектами для различных видов деятельности и мероприятий. Общий подход здесь заключается в том, что необходимо оповещать пограничные органы о таких видах деятельности и мероприятиях (статья 18)5. Особые правила сформулированы для таких видов деятельности, которые связаны с содержанием и выпасом домашнего скота. Например, такие виды деятельности могут полностью запрещаться в целях формирования карантинной полосы, 1ОГосударственной границеРоссийскойФедерации (с изменениямина 27 декабря 2019 г.) // Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3140/ (дата обращения: 03.04.2022). 2Об утверждении Правил пограничного режима // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282173/ (дата обращения: 05.04.2022). 3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). URL: http://constitution.kremlin.ru/ ; О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации // КонсультантПлюс: [сайт]. © Васильева А. В., Морошкина М. В., 2022 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 05.04.2022). 4 Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39083/ (дата обращения: 07.04.2022). 5 Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации (с изменениями на27декабря 2019 г.). URL: https://base.garant.ru/10103372/. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz