Север и рынок. 2022, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 56-69. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 56-69. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ по периметру границы России можно привести много, как на новых, так и на старых участках границы. Социально-экономическое отставание приграничных периферийных регионов вносит существенный вклад в выраженную дифференциацию российских регионов. Диверсификация экономики может рассматриваться как один из путей сглаживания этих различий. При этом приграничное положение может формировать как ограничения, так и дополнительные возможности для развития этих региональных экономических систем. Возможности связаны с доступностью зарубежных рынков потребителей, а ограничения — с особенностями правовых режимов. В настоящей работе приграничное положение и его влияние на экономические системы российских приграничных регионов рассматриваются с правовой и экономической точек зрения. Это влияние характеризуется для регионального уровня на примере приграничных регионов СЗФО, а для муниципального уровня — на примере приграничных муниципальных образований Республики Карелия. Методы Как уже говорилось ранее, влияние границы оценивается в экономическом и правовом контекстах. Традиционно исследователи данного научного направления разрабатывают методический инструментарий, базирующийся как на различных лимитирующих параметрах [2-5], так и с учетом возникающих возможностей и потребностей [6-8]. Авторы настоящего исследования принимали во внимание опыт коллег и рассуждения профессора Московского государственного университета В. Л. Тамбовцева о том, что институты могут выступать и как ведущие факторы ускорения или замедления экономических процессов, так и иметь фоновое незначительное влияние [9, с. 106]. Целью настоящей работы является осуществление экономической и правовой оценки влияния фактора приграничного положения на процессы функционирования экономических систем приграничных регионов с применением комплекса научных методик, которые дополняют друг друга. В соответствии с этой целю авторами был сформулирован ряд задач: 1) исследовать географические трансформации приграничной полосы; 2) изучить содержание нормативных источников, которые влияют на правовую среду приграничных территорий; 3) проанализировать динамику основных социально-экономических показателей; 4) на основе информации о показателях социально-экономического развития осуществить ранжирование исследуемых регионов; 5) выявить зависимость этой динамики от влияния фактора приграничного положения, в том числе с учетом результатов ранжирования. Для реализации вышеупомянутой цели и задач авторы рассматривают ряд нормативных источников, © Васильева А. В., Морошкина М. В., 2022 58 которые формируют особенности жизнедеятельности российского приграничья. Такие правовые акты, как закон о Государственной (здесь и далее написание по тексту закона. — Ред.) границе, Правила пограничного режима, перечни и приказы отдельных ведомств, положения Земельного кодекса Российской Федерации, рассматриваются с точки зрения функционального описательного подхода к формулировке базовых понятий и обозначенных правил действий, ограничений и прав. Также в работе применяются картографический подход и методы сравнительного анализа. Авторами подготовлены картосхемы, которые дают представление о физических трансформациях пограничной полосы в определенном историческом периоде, вехи которого связаны с правовыми актами. Наблюдение за этими изменениями и взаимные сопоставления дополняются оценками социально-экономических показателей, среди которых наиболее подробно рассмотрены параметры внешней торговли. Другим методическим направлением настоящего исследования выступает ранговая оценка по нескольким значимым экономическим и социальным показателям, которая позволит сравнить исследуемые территории по показателям социально-экономического развития в совокупности. Алгоритм построения ранговой оценки заключается в процессе ранжирования регионов по различным показателям. Методика ранжирования зависит от того, какое влияние на показатели роста оказывает индикатор. Если высокое значение показателя свидетельствует об экономическом развитии, то такой показатель называется показателем-стимулянтом, присваивается значение ранга 1 и меньше. Если, наоборот, низкое значение свидетельствует о процессе развития, тогда это показатель-дестимулянт, присваивается значение ранга 1 и далее меньше. В рамках рассмотренных в работе показателей, показателями-стимулянтами являются: валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения, среднедушевые денежные доходы, инвестиции в основной капитал на душу населения, а показателем- дестимулянтом является уровень безработицы. В результате присвоения рангов каждому показателю был рассчитан средний ранг по всем исследуемым показателям по следующей формуле: ___ 1 Rang; = - £ P o 4 j, (1) где, Rang* — ранг i региона по показателю j; n — число показателей; Рок;, j — показательj, регион — i. Представленный методический подход, базирующийся на методах сравнительного и функционального анализов, картографическом подходе и методе ранговой оценки, позволяет оценивать влияние фактора приграничного положения на экономические системы приграничных регионов комплексно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz