Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 36-55. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 36-55. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Wi-Fi со скоростью передачи данных не менее 10 Мбит/с населенные пункты с численностью жителей от 250 до 500 человек. С 2021 г. согласно второму этапу «Ростелеком» должен подключить к скоростному Интернету населенные пункты с численностью жителей от 100 до 250 человек и обеспечить мобильной связью жителей населенных пунктов, где проживает от 100 до 500 человек. При этом все базовые станции предполагают наличие голосовой связи и мобильного Интернета 4G. В отдаленных малых населенных пунктах с численностью до 100 человек устанавливаются фемтосоты13. Но жители отмечают, что прием сигнала от фемтосот невысокий — 100-150 метров, далее идет частичное покрытие сигналом, в помещение сигнал сильно слабеет или вообще теряется14. Также по результатам мониторинга активистами Общероссийского народного фронта в 2021 г. в ряде районов Республики Коми было выявлено, что в большинстве сел люди к Интернету не подключились из-за незнания такой возможности или из-за неисправного оборудования15. В декабре 2021 г. глава Республики Коми подчеркнул, что на значительной части территории региона покрытие Интернет отсутствует или его скорость не позволяет пользоваться интернет-ресурсами, в частности порталом «Госуслуги»16. В мае 2022 г. участники парламентских слушаний17 подчеркнули, что в большей части арктических районов доступна только спутниковая связь, где исходящий канал, как правило, значительно ниже заявленной скорости подключения и качество услуг сотовой связи оценивается жителями как крайне неудовлетворительное или низкое. Поэтому, привнося неопровержимые преимущества, цифровизация одновременно создает и барьеры, так как выгоду от применения ИКТ могут извлечь только население и организации, обладающие необходимыми навыками и техническим оснащением. Выводы Таким образом, высокий уровень развития цифровой инфраструктуры пространства северных регионов России сложился ввиду высокой урбанизации данных территорий. При этом до сих 13Маломощнаяиминиатюрнаястанциясотовойсвязи, предназначенная для обслуживания небольшой территории (для домашнего, офисного использования илидля размещения внепомещений). 14Михаил Порядинответил напретензиижителейКомиккачествусвязи вотдаленных поселениях. URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/56680/ (дата обращения: 16.04.2022). 15 Черенева В. В Коми выберут села для проведения интернета // Российская газета —Неделя —Северо-Запад. 2021. №255 (8606). URL: https://rg.ru/2021/11/10/reg-szfo/v-komi-vyberut-sela-dlia- provedeniia-interneta.html (дата обращения: 16.04.2022). 16 В Коми анализы на антитела сделают бесплатными. URL: имеются проблемы с доступом населения к ИКТ в сельской и труднодоступной местности. Низкий уровень цифровизации населения демонстрируют Магаданская область, Ненецкий автономный округ, Республика Саха. Низкие показатели уровня цифровизации домохозяйств по различным причинам наблюдаются в республиках Тыва и Саха, а также в Ненецком автономном округе. Решению данной ситуации может помочь реализация таких мероприятий, как: обеспечение недискриминационного доступа к цифровой инфраструктуре за пределами административных центров, модернизация сетей с учетом новых технологических требований не только в городской, но и в сельской местности. Цифровизация деятельности органов власти выступает слабой стороной у таких регионов Севера России, как Чукотский автономный округ, Магаданская область. Основной причиной является доля органов власти региона, использующих более низкие скорости передачи данных и невысокая доля удовлетворенного качеством предоставленных государственных услуг в электронной форме населения. Это требует проведения дальнейших мероприятий по цифровой трансформации деятельности органов власти, обеспечению достаточной скорости передачи данных в сети Интернет для повышения уровня взаимодействия граждан с органами власти в цифровом формате. Таким регионам Севера России, как республики Тыва и Саха, Архангельская область, необходимо уделить внимание цифровому развитию организаций, стимулировать спрос организаций на внедрение цифровых технологий. Учитывая социальную значимость цифровой инфраструктуры в рамках обеспечения ее устойчивого развития в пространстве северных регионов, остается актуальной роль государства, в частности предоставление льготных кредитов и субсидирование операторов связи, синхронизирование потребности социально­ экономической сферы в ИТ-специалистах с планами вузов по обучению данных специалистов, стимулирование и поддержка предпринимательских инициатив, направленных на разработку цифровых технологий. Приведенная в статье методика основана https://rg.ru/2021/11/22/reg-szfo/v-komi-analizy-na-antitela-sdelaiut- besplatnymi.html (датаобращения: 16.04.2022). 17Рекомендациипарламентскихслушаний натему: «Оходевыполнения Единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Правовой аспект». URL: http://komitet2-1.km.duma.gov.ru/folder/15590240/item/28484619/ (дата обращения: 01.06.2022). © Куратова Л. А., 2022 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz