Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 36-55. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 36-55. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Основываясь на данных Публичного реестра инфраструктуры связи и телерадиовещания11 РФ, можно сделать вывод о том, что доля населения в Республике Коми, которой доступны ШПД в Интернет и 4G, выше в городских районах и муниципалитетах с ареалами сельского населения и значительно ниже в районах с полностью или преимущественно сельским населением (рис. 14). 5 -и т >н Е и; с f-ч о R # ач Е ад ЕМа а я о, о і-і о ко о U 8яя сс а. о V ад Е W О ft о Он ад о ж Е И a ад Е л О S О п>-> ад Е I­ Е !=Г ад Е м Я а ад Е О Е Е =2 2 ад Е _О& О и* ад Е 2 I сз I я U тон>■4 0-1 о © а о І4 Е Е О & ]Доля населенных пунктов с ШПД в Интернет и 4G ■Доля населения, проживающего в населенных пунктах с ШПД в Интернет и 4G Рис. 14. Доля населения, проживающего в населенных пунктах Республики Коми с ШПД в Интернет и 4G: 1 — муниципалитеты с ареалами сельского населения; 2 — районы с полностью сельским населением; 3 — районы с преимущественно сельским населением; 4 — сельские территории в городских округах Мобильные операторы и интернет-провайдеры предпочитают предоставлять свои услуги именно в городских поселениях по ряду причин, основная из которых — концентрация потенциальных потребителей. Почти во всех регионах Севера России доля городских жителей в общей численности населения составляет от 96,1 % в Магаданской области до 68,2 % в Республике Саха. Помимо высокой концентрации населения, в городских поселениях находится и множество организаций федерального или регионального уровней, начиная от учреждений образования, здравоохранения и заканчивая различными коммерческими организациями. Еще одной немаловажной причиной является то, что на строительство объектов сетей связи в сельской, особенно в труднодоступной, местности операторам 11Публичный реестр инфраструктуры связи и телерадиовещания. URL: https://reestr-svyaz.rkn.gov.ru/ (дата обращения: 25.07.2022). 12 О возложении на ОАО «Ростелеком» обязанности по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской © Куратова Л. А., 2022 требуются большие капитальные затраты, что делает реализацию проектов труднореализуемой ввиду низкой экономической эффективности. В районах с низкой плотностью населения наблюдается низкий уровень развития конкуренции среди операторов. Можно утверждать, что имеющаяся конфигурация информационно-коммуникационных сетей способствует развитию в регионе социального неравенства населения — цифрового неравенства, а высокий уровень цифровизации объясняется урбанизацией. Стоит отметить, что проблема низкого уровня цифровизации в сельской местности решается на федеральном уровне. «Ростелеком» с 2014 г. обязан оказывать универсальные услуги связи12 и должен обеспечить общественной точкой доступа Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 г. № 437-р. URL: http://static.government.ru/media/files/41d4cd0bd84a277c3c35.pdf (дата обращения: 29.04.2022). 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz