Север и рынок. 2022, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 19-35. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 19-35. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ предприятий субъекта АЗРФ), сорок организаций (70 %) в соответствии с основным видом деятельности относятся к добывающим отраслям промышленности1. Крупные корпоративные структуры выступают драйверами инновационного развития региона за счет высокой концентрации капитала, ресурсной обеспеченности и социальных обязательств перед населением территории присутствия [5]. Вместе с тем экономическая масштабность компаний предопределяет высокие риски их негативного воздействия на природную и социальную составляющие экосистемы территорий [6]. Разрешение проблемы нетождественности целей ресурсодобывающих корпораций — резидентов АЗРФ и задач устойчивого развития территорий их присутствия должно опираться на индивидуально проработанные технологии, ориентированные на сохранение сбалансированности хрупкой экосистемы территории. Таким образом, корпорации в нестандартных условиях Крайнего Севера представляются «генетически предрасположенными» инициаторами и активными участниками развития инновационных процессов [7], благодатной средой для которых являются организационно-хозяйственные отношения предпринимательства [8], в основе которых лежит приверженность принимаемых решений инновационности [9, 10]. В условиях роста транснациональной конкуренции и кризиса привлечения инвестиций для обеспечения необходимого уровня доходности корпорации активизируют инновационные процессы и примеряют на себя образ хозяйственного поведения, характерный для субъектов предпринимательства [11]. Вместе с тем для корпоративных структур характерно противоречие интересов собственников / менеджмента корпорации и новаторов — «парадокс творчества и контроля» [12]. Разрешение парадоксов корпоративных и предпринимательских отношений реализуется через механизмы, объединяющие предпринимательскую модель генерирования инновационных идей и корпоративную модель масштабирования технологии и повышения прибыльности инновационного продукта [13], определяющие корпоративную венчурную стратегию [14]. Выделяют два типа корпоративной венчурной стратегии [15]. Первый тип предпринимательского поведения корпорации предполагает встраивание предпринимательских отношений в организационно экономические процессы корпоративных структур и рассматривается как внутреннее предпринимательство (domestic entrepreneurship) или интрапренерство (intrapreneurship). Внутреннее предпринимательство осуществляется посредством создания внутренних венчуров, и предпринимательский 1 Рассчитано на основе: «Спарк. МИА «Интерфакс». URL: https://www.spark-interfax.ru/ru/sources (дата обращения: 27.07.2021); © Метелева М. А., 2022 потенциал корпорации следует оценивать на основе показателей, характеризующих инновационную активность внутри корпорации. Второй тип предпринимательского поведения корпорации предполагает размещение инновационных проектов за пределами внутренних бизнес-процессов и представляет собой разнообразные формы сотрудничества с внешними для корпоративной среды субъектами инновационной деятельности — антрепренерами (entrepreneurship), и предпринимательский потенциал корпорации следует оценивать посредством оценки бизнес-процессов, связанных с обращением корпорации к внешним источникам инновационных разработок. В условиях территориальной удаленности акторов предпринимательских проектов друг от друга, от «большой земли», инфраструктурно-ресурсных ограничений, характерных для АЗРФ, эффективной формой организации взаимодействия инициаторов и исполнителей предпринимательской инновационной идеи представляется архитектура сети [16], реализуемая на виртуальной платформе управления [17], обеспечивающей быстрое реагирование на изменение внутренних и внешних условий проекта через реконфигурацию сетевой архитектуры [18]. Для сетевого брокера важной является задача оценки мотивированности и инициативности, то есть активности корпораций в развитии предпринимательской (инновационной) деятельности, а также типов их венчурных стратегий, определяющих в дальнейшем архитектуру системы взаимоотношений крупного корпоративного актора с другими участниками сетевой организации. Существует ряд подходов к оценке инновационной активности социально-экономических систем различного уровня — на основе показателей различной параметризации их научно-технического, кадрового, производственного, организационно-управленческого [19], финансового потенциалов [20]. В методике «Рейтинг инновационного развития субъектов РФ» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) уровень инновационного развития регионов оценивается на основе инновационного индекса, сформированного на базе 53 показателей. В частности, масштабы финансирования научных исследований и разработок в субъектах РФ оцениваются с помощью таких показателей, как «Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте», «Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного исследователя» и т. п. Согласно методике ВШЭ, результативность научных Профессиональная система проверки контрагентов «Контрагент. Про». URL: https://kontragent.pro/ (датаобращения: 27.08.2021). 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz