Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 158-170. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 158-170. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И КОМПЛЕКСАМИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ о намерении выйти из трех совместных предприятий (СП) с «Роснефтью» в РФ и продать свою долю в этой компании, которая составляет почти 20 %. Компания Shell25, которая являлась крупнейшим и старейшим иностранным инвестором в России, заявила о своем выходе из СП с «Газпромом». Компания также продает свои доли в СПГ-заводе «Сахалин-2» (27,5 %), в двух СП с «Газпром нефтью» и выходит из партнерства по газопроводу «Северный поток — 2». Норвежская компания Equinor (бывшая Statoil), проработав в РФ более тридцати лет, выходит из российских проектов, в том числе с «Роснефтью»26. Немаловажным является вопрос ремонта и обслуживания новых ледоколов, поскольку имеющиеся у ФГУП «Атомфлот» для судоремонта плавучие доки не обладают необходимыми характеристиками. В июне 2021 г. «Атомфлот» заключил контракт с турецкой верфью Kuzey Star Shipyard Denizcilik Sanayi ve Ticaret Anonim Sirketi на строительство плавучего дока для универсальных атомных ледоколов проекта 22220 грузоподъемностью 30 тыс. тонн. Стоимость контракта — почти 5 млрд рублей. Предполагается, что строительство и доставка плавучего дока в порт Мурманск займет 29 месяцев. Плавучий док предназначен для проведения доковых ремонтов атомных ледоколов и судов атомно­ технологического обеспечения. Срок службы сорок лет27. Церемония закладки киля плавучего дока прошла в марте 2022 г. на верфи Kuzey Star Shipyard28. Что касается импортозамещения при строительстве ледоколов, то в апреле 2022 г. заместитель главы Минпромторга РФ А. Беспрозванных в докладе на заседании Совета по вопросам развития Арктики и Дальнего Востока в Совете Федерации сообщил, что «риски для двух серийных ледоколов и самого мощного в мире ледокола «Лидер» умеренны, поскольку компетенции и производство основного судового оборудования для этих атомоходов сосредоточены у российских судостроителей и у «Росатома»29. А в июне 2022 г. на сессии «Северный морской путь. Международный транспортный коридор» Петербургского международного экономического форума специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С. Иванов заявил, что развитие СМП не нуждается в импортозамещении, а сложившаяся экономическая ситуация не скажется на финансировании строительства атомных ледоколов. Было подчеркнуто, что для развития СМП у России имеется все необходимое: самые передовые технологии и предприятия, создающие ледоколы. В этой области наша страна занимает лидирующие позиции. Главное — это финансирование строительства ледоколов30. Заключение Полученные в процессе исследования результаты позволили сделать следующие выводы: 1) реализация новых экономических проектов в Арктике и обостряющаяся международная конкуренция приведет к возрастанию необходимости обновления ледокольного флота, несмотря на потепление климата; 2) основа грузопотока в настоящее время — СПГ и нефть; составляющие грузовой базы на ближайшую перспективу находятся как в западном, так и в восточном секторах СМП, что говорит о необходимости круглогодичной навигации по всему маршруту; 3) анализ судоходства по всему маршруту СМП показал, что наметилась тенденция расширения навигации по временным рамкам; 4) постепенный вывод из эксплуатации действующих атомных ледоколов, вследствие выработки ими ресурса, подтверждает необходимость строительства новых ледоколов. Проведенный анализ позволил выявить проблемы процесса обновления ледокольного флота. Его модернизация и увеличение позволят снизить стоимость ледокольной проводки, а с введением в строй ледоколов серии «Лидер» увеличится скорость продвижения судов, что в совокупности повысит привлекательность СМП. Практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы позволяют наметить направления развития СМП, что определяет перспективность дальнейших исследований по данной тематике в условиях быстро меняющейся международной обстановки и экономической ситуации внутри страны. 25Royal DutchShell —британско-нидерландская нефтегазовая компания. Штаб-квартира вГаагеиЛондоне. 26 Норвежская Equinor объявила о выходе из проектов в России с «Роснефтью» // РБК: сайт. URL: https://www/rbc.ru/business/01/03/2022/621db0909a7947c9b738c8 04 (дата обращения: 01.03.2022). 27 Игнатьева А. Росатомфлот все-таки заключил контракт с турецкой верфью на строительство плавучего дока для атомных ледоколов // Сайт Neftegaz.RU. URL: https://neftegaz.ru/news/Suda-i- sudostroenie/683796-rosatomflot-zaklyuchil-kontrakt-s-turetskoy-verfyu-na- stroitelstvo-plavuchego-doka-dlya-atomnykh-led/ (дата обращения: 21.06.2022). 28Судостроение: сайт. URL: https://sudostroenie.info/novosti/35751.html/ (датаобращения: 21.06.2022). 29 Информационное агентство СеверПост^и. URL: https://severpost.ru/read/134315/ (дата обращения: 21.06.2022). 30 Ляпунов К. Россия продолжит финансирование строительства атомных ледоколов для Севморпути. URL: https://lenta.ru/news/2022/06/16/severnyj-morskoy-pyt/ (дата обращения: 21.06.2022). © Николаева А. Б., 2022 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz