Север и рынок. 2022, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 158-170. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 158-170. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И КОМПЛЕКСАМИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Проблемы, в первую очередь, связаны с кризисом на Украине в 2014 г. и введением санкций против РФ, что повлекло недопоставки комплектующих и потребовало создания отечественной производственной линии для решения возникших проблем. Пока заработали программы импортозамещения, прошел определенный период времени. АО «Завод "Киров-Энергомаш"» на несколько лет были задержаны поставки турбогенераторов для атомного ледокола «Арктика»; сроки поставок силовых установок для атомохода «Сибирь» были сдвинуты на четыре года, а турбин для «Урала» — на пять лет. Кроме того, сказалось недостаточное финансирование отрасли. Следует отметить, что первые ледоколы («Арктика», «Сибирь» и «Урал») были построены за счёт бюджетных средств, а ледоколы «Якутия» и «Чукотка» строятся на основе смешанного финансирования, при этом бюджетные средства составляют менее половины, часть средств — инвестиционный ресурс госкорпорации «Росатом», а недостающие финансы предполагается привлечь с рынка под обеспечение «Росатома». Проблемы финансирования коснулись и ледокола «Лидер». По словам заместителя главы Минэкономразвития РФ А. Цыбульского, в 2017 г. стоимость ледокола «Лидер» оценивалась в 70 млрд рублей. В дальнейшем «Атомфлот» оценил стоимость одного ледокола в 95 млрд рублей20. При этом сроки строительства несколько раз переносились. В 2020 г. глава «Росатома» А. Лихачев заявил, что стоимость создания головного атомного ледокола «Лидер» оценивается в 120 млрд рублей. По мнению специалистов Минпромторга, максимальная стоимость составит 127,5 млрд рублей. В январе 2020 г. было подписано постановление о выделении из бюджета 127,6 млрд рублей на строительство головного ледокола «Лидер»21. Таким образом, стоимость строительства ледокола «Лидер» за три года возросла с 70 до 127 млрд рублей. Следующие два ледокола этого проекта «Росатомом» предложено создавать на основе смешанного финансирования, при котором 50 % проекта финансирует бюджет, а 50 % — госкорпорация за счет собственных или заемных средств. Генеральный директор ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» А. Рахманов связывает 20 Моченов А., Федулова В. Ледоколы для Севморпути: прогнозы на фоне конфликтов // Деловой журнал Инвест-Форсайт. URL: https://www.if24.ru/ledokoly-dlya-sevmorputi/. 21Игнатьева А. Росатомфлот иССК«Звезда» дистанционно подписали контракт на строительство атомного ледокола «Лидер». URL: https://neftegaz.ru > (дата обращения: 10.02.2022). 22 Интервью А. Рахманова // Сайт информационного агентства «Интерфакс». URL: https://www.interfax.ru> intervie. проблемы в отрасли также с отсутствием централизованного управления. По его словам, к 2020 г. ситуация с замещением ряда поставок с Украины и из стран ЕС была стабилизирована22. Но в связи с началом специальной военной операции (СВО) на Украине, на Россию были наложены еще более жесткие санкции, последствия от которых пока достаточно сложно определить. По данным министра промышленности и торговли РФ Д. Мантурова, объем импортных комплектующих на судах проекта 22220 на сегодняшний день составляет более 10 %. По словам заместителя генерального директора АО «ЦНИИ морского флота» А. Буянова, Россия сама производит атомные реакторы, турбогенераторы, электродвигатели и т. п. и в этом судостроение не зависит от импорта. Что касается отечественной судовой электроники, то есть опасения, что ее будет недостаточно для отечественного кораблестроения23. Могут возникнуть проблемы с поставками импортных микрочипов. Американские компании AMD и Intel24 отказались поставлять их, кроме того, прерваны поставки процессоров для цифровых компьютеров в Россию, а современная система управления судном — это фактически персональный компьютер. Что касается отечественных аналогов, то их качество не всегда является удовлетворительным. При этом дальнейшая работа этих компаний тоже может находиться под вопросом, поскольку 90 % поставок газа неона, необходимого для производства, шло с Украины. Крупнейший завод по производству неона находится в Мариуполе. В связи с введением новых пакетов санкций в отношении РФ, дальнейшее развитие СМП, связанное с увеличением грузооборота, может осложниться. ООО «ССК "Звезда"» совместно с Южной Кореей создавали газовозы и танкеры высокого ледового класса для проектов «Новатэка» и «Роснефти» в арктическом регионе. На этом основывались планы и прогнозы добычи и транспортировки газа и нефти. Поскольку Южная Корея присоединилась к санкциям, то отсутствие газовозов и танкеров разрушит всю цепочку. Это может отразиться на выполнении задач по увеличению грузооборота. Проблема усугубляется тем, что многие иностранные компании заявляют о выходе из совместных проектов с российским бизнесом. Британская нефтегазовая компания ВР объявила 23 На строительстве атомных ледоколов санкции не скажутся // Отраслевой портал о судостроении «Медиапалуба». URL: https://paluba.media> news (дата обращения: 01.03.2022). 24AMDиIntel —американские компании попроизводствуэлектронных устройств, компьютерных компонентов и интегральной микросхемной электроники. © Николаева А. Б., 2022 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz